Фрагмент для ознакомления
1
1 Введение. Актуальность, теоретическая и практическая значимость работы 3
2 Цели и задачи работы 3
3 Литературный обзор проблемы 3
4 Формулирование собственного взгляда на проблему 10
5 Выводы 11
6 Практическая значимость 11
7 Список литературных источников 12
Фрагмент для ознакомления
2
1 Введение. Актуальность, теоретическая и практическая значимость работы
Проблема преодоления сложных спортивных ситуаций приобретает не только практический, но и теоретический аспект. Успех в спортивной деятельности во многом зависит от умения спортсмена преодолевать экстремальные ситуации значимых соревнований. Идея преодоления подразумевает максимальную реализацию спортсменом своих психофизических, психофизиологических, социально-психологических и духовно-нравственных ресурсов в спортивных ситуациях и расширение эффективности поведения в этих ситуациях.
2 Цели и задачи работы
Целью данной работы является рассмотрение темы преодоления в спорте.
Задачи:
- рассмотреть взаимосвязь преодоления с волей;
- описать свой взгляд на проблему преодоления в спорте.
3 Литературный обзор проблемы
В зарубежной психологической литературе наиболее адекватно феномен преодоления соотносится с таким явлением как «copingbehevior» (совладание). Понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать, бороться); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия "Bewalti-gung" (преодоление) и "Belastungsverarbeitung" (переработка нагрузок). Феноменология преодоления достаточно адекватно проявляется при описании таких способов поведения человека как «ассертивность», как «контроль за действиями» в ситуации преграды и/или неудачи (контрольность), как «психологическая защита» (непроизвольный копинг), как «резилиантность», «жизнестойкость».
Преодоление связано с волей . Если науку о человеке рассматривать как единую карту, серьезный ареал больших масштабов будет принадлежать проблеме воли человека. Последняя четверть XIX столетия ознаменовалось пиком в исследовании проблемы воли. Российская и зарубежная философия и психология представлены мыслями и идеями следующих авторов: Г. Гегель, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Адлер, В. Франкл, Р. Ассаджиоли, У. Джемс, И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, и другие, и их последователи.
Проблема воли как высшего психического процесса сознательной регуляции человеком своего поведения нам интересна в контексте спортивной деятельности. Спорт является во многом единственной сферой жизни и деятельности, в которой человек стремится к максимальным нагрузкам, видя в этом единственное условие реализации себя и своих возможностей, выраженных в росте спортивных результатов. В этом заключается уникальность спорта, спортивной деятельности, и соответственно, специфика спортивной психологии как направления психологической науки. Теоретическая задача психологии спорта заключается в изучении принципов и механизмов поведения и деятельности в ситуации максимальной реализации функциональных возможностей. В качестве практических задач рассматривается психологическое обеспечение подготовки спортсмена, психологическое сопровождение его деятельности. И в реализации психологической подготовки понимание воли, ее формирование и развитие для всех субъектов спортивной деятельности видится нам ценным и представляется перспективным.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреев В. В. Теоретические, методологические и практические аспекты преодоления в спорте // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 4 (122). С. 209–212.
2) Андреев В. В. Уровневая модель преодоления в спортивной деятельности// Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2016 г., посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта и 120-летию Университета / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2017. С. 82-90
3) Берилова Е.И. Мотивация самодетерминации как регулятор стратегий преодоления стресса у спортсменов//ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 251-252
4) Высоцкая В. А. Воля как высший психический процесс сознательной регуляции человеком своего поведения в спорте//ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Т.Н. Ищенко. 2020. С. 146-152
5) Харитонова И.В. Особенности мотивационной структуры личности спортсменов юношеского возраста / И.В. Харитонова, В.Д. Максименко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2019. – № 1. – С. 297-298
6) Шатурная С.О. Особенности мотивации у спортсменов-легкоатлетов различной квалификации / С.О. Шатурная, Е.А. Пархоменко // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2019. – № 1. – С. 371-373.