Фрагмент для ознакомления
2
Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в дошкольном учреждении. Их необходимость продиктована не только для обеспечения физиологических нужд ребенка. Все режимные мероприятия составляют важную часть учебного процесса. Деятельность ребенка в садике должна плавно переходит из одной деятельности в другую, без приказов воспитателя (пошлите мыть руки, одеваемся на прогулку, садимся обедать и.т.д.), необходимо погрузить ребенка в игровой процесс.
Ведущей деятельностью детей - дошкольников является игра. Эффективным средством для организации и проведения режимных моментов в детском саду являются дидактические игры. Они одновременно являются и методом, и формой, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В основе дидактических игр два начала: познавательное и занимательное. Воспитатель здесь выступает и в роли учителя, и в роли участника. Выбор дидактической игры им зависит от уровня подготовки детей, так как в процессе деятельности воспитанники должны использовать имеющиеся знания и представления [8; с. 144].
Для организации и проведения режимных моментов применяются различные дидактические игры, но их выбор и целесообразность могут отличаться в зависимости от возраста воспитанников.
Дети в возрасте от одного до трех лет активно осваивают различные общественно-выработанные действия. Они учатся сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их, из частей составлять целое, закрепляют сведения об их свойствах. Младшие дошкольники совершенствуют тактильные, слуховые, вкусовые ощущения, идет процесс развития внимания и наблюдательности.
Дети средней группы (3-4 года) начинают знакомится с миром вещей, явлений, признаков. Совершенствуется практическая деятельность: рисование, вырезание ножницами, наклеивание предметов, конструирование. Способность восприятия у детей растет, они легко называют формы, упорядочивают группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету. Начинают хорошо ориентироваться в пространстве, возрастает объем памяти, а также постепенно развивается образное мышление.
Дети старшей группы (5-6 лет) как губки впитывают всю учебную информацию. Это период наивысших возможностей для полноценного развития таких познавательных процессов, как: внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Игровой материал усложняется, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Необходимо давать возможность ребенку отвечать развернуто, просить обосновать свои суждения, доказывать их на примерах [2; с. 96].
Для организации режимных моментов в различных возрастных группах применяются разнообразные дидактические игры.
1. Прием детей в детский сад.
В утреннее время, когда воспитатель принимает детей в группу, можно использовать настольно-печатные дидактические игры. Подобные игры позволяют организовать досуг детей и дать возможность воспитателю побеседовать с родителями.
Для детей младшего дошкольного возраста это могут быть такие дидактические игры, как:
• «Сложи картинку». В игре необходимо составить целый предмет из его частей. Подобные задания воспитывают волю, усидчивость, целеустремленность.
• «Лото». Игра позволяет научить ребенка объединять предметы по месту их произрастания; закрепить знания детей об овощах и фруктах, цветах.
• «Чей малыш?». Задача ребенка отыскать детеныша животного на картинке и разместить его на фланелеграфе рядом со взрослым животным. Игра позволяет закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, звуках, ими издаваемых; ребята упражняются в правильном звукопроизношении.
Для детей среднего дошкольного возраста будут целесообразные следующие дидактические игры:
• «Мой дом». Дети составляют из деталек дом, рассказывая из чего он будет состоять. Игра позволяет развивать конструкторские навыки, развивать речь.
• «Почтальон принес посылку». У воспитателя в руках коробка, в которой находятся овощи и фрукты. Задача детей рассмотреть и описать содержимое посылки. Часть воспитанников отгадывают предложенные фрукты и овощи.
• «Составь картинку». Дети учатся составлять изображение здания из частей. Первый вариант – без образца, второй – по образцу, накладывая на изображение.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить следующие дидактические игры:
• «Звуковое лото». Цель игры – найти слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Воспитатель раздает детям лото с картинками и маленькие пустые карточки. Далее, он произносит звук (местоположение звука в слове значения не имеет) и просит найти у игроков слова с этим звуком. Игра способствует развитию фонематического слуха у дошкольников.
• «Найти место картинке». Цель: научить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий. Воспитатель выкладывает на столе перед детьми серию сюжетных картинок. Одну из них убирает в сторону. Задача ребенка заключается в том, чтобы рассмотреть картинку и найти ее место среди остальных с последующим составлением рассказа по ним. Игра способствуют развитию речи.
• «Сгруппируй по признаку». Цель: учить классифицировать предметы по существенным признакам, развитие логического мышления. Воспитатель раскладывает перед детьми 15-20 различных картинок с предметами. Далее просит отобрать только те, которые обладают определенным свойством: металлические, деревянные, круглые, черные, большие и т.д.
2. Прием пищи в детском саду.
До завтрака, обеда или ужина целесообразно проводить развивающие игры, направленные на приобретение детьми знаний о продуктах питания, о пользе приготовленных блюд для здоровья, о витаминах, о вредной и здоровой пище, о правилах сервировки стола.
Для детей младшего дошкольного возраста это могут быть такие дидактические игры, как:
• «Полезная и вредная еда». Цель: закрепить знания воспитанников о здоровой и вредной пище. Воспитатель кладет перед детьми картинки с изображением продуктов питания (сладости, напитки, овощи, фрукты и т.д.) и две карточки – зеленого (символизирующие полезную еду) и красного цвета (вредная еда). Задача играющих – правильно разложить картинки с продуктами под соответствующие карточки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Будаева Е.В. Дидактические игры в режимных моментах: // Международный педагогический портал. 2019. № 213120. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/didakticheskie-igry-v-rejimnyh-momentah234332/. (Дата обращения 30.01.2024).
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.
3. Иванова А.В. Дидактические игры в развитии представлений о времени у дошкольников // Дошк. воспитание. – 2018. – № 5 – C. 100–103
4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: Академия, 2018.- 258 с.
5. Международный образовательный портал МААМ.RU: [Электронный ресурс]. Свидетельство в СМИ: ЭЛ № ФС 77-57008. URL: https://www.maam.ru/obrazovanie/didakticheskie-igry. (Дата обращения 29.01.2024).
6. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 281 c.
7. Нищева, Н.В. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 908 c.
8. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2007. - 808 c.
9. Романович О.А., Стефанова Н.Л., Селищева Т.В., Зорина О.П., Савенкова Г.А. Дидактические игры для дошкольника/О.А. Романович.- М.: ТЦ «Учитель», 2019.-23с.