Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования акцент делает на значимость физического развития детей дошкольного возраста, а также на формировании у детей общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, активного развития их физических качеств. В связи с этим физическое развитие дошкольников обязательно рассматриваться должно в качестве приоритетного направления деятельности ДОУ, так как в общей системе дошкольного образования данный вид развития имеет первостепенно значение как для охраны и укрепления здоровья, так и процесса становления и развития психологического и физического потенциала ребенка.
При этом в числе первоочередных мер, ориентированных на развитие физической активности детей дошкольного возраста, важно создание необходимых условий и обязательное вовлечение детей в активные занятия физической культурой.
В целях решения проблемы дефицита у дошкольников двигательной деятельности весьма важно формировать и развивать интерес детей к разного рода двигательным упражнениям и занятиям. В этом случае эффективными могут быть практически все формы двигательной деятельности. Однако наиболее привлекательными для дошкольников могут стать физкультурные праздники и развлечения.
Все это делает рассмотрение темы «Формирование двигательной деятельности у дошкольников в процессе физкультурных развлечений» актуальным.
В рамках данной работы будет рассмотрено значение и методика проведения физкультурных развлечений в решении задач физического воспитания дошкольников и проанализирован педагогический опыт в этой сфере.
1. Значение и методика проведения физкультурных развлечений в решении задач физического воспитания дошкольников
Физкультурные развлечения – это одна из форм активного отдыха дошкольников. Физкультурные развлечения от физкультурного занятия отличаются различными сюрпризными моментами (например, получение письма от кого-либо с заданием, введением персонажа, вручением маленьких призов, подарков и т.д.).
При проведении физкультурных развлечений происходит закрепление двигательные умения и навыки детей дошкольного возраста, а также происходит развитие физических качеств. Кроме этого, физкультурные развлечения способствуют воспитанию у дошкольников чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, смелости, целеустремленности, дисциплинированности, а также организованности.
Физкультурные развлечения помогают создать особую раскрепощенную атмосферу, способствующей развитию у детей отзывчивости и эмоциональной восприимчивости, способствует у них развитию познавательной активности и познавательного интереса. С точки зрения психологов, положительные эмоции выступают в качестве значимого побудителя человеческой деятельности, поэтому они оказывают влияние на чувства, сознание, а также поведение, в том числе на двигательную активность. Физкультурные развлечения, методика их проведения раскрываются в работах Л.П. Глазыриной, Н.Н. Кожуховой, а также Л.А. Рыжковой, М.М. Борисовой [1; 4; 5].
Но в педагогическом процессе дошкольного учреждения нередко познавательный компонент доминирует над эмоциональным, интеллектуальным и физическом развитием. Он реализуется как на занятиях, так и в свободной деятельности, а развлечения используются только в целях досуга.
Существующие на настоящий момент программы дошкольного образования в каждой возрастной группе, начиная с младшей, рекомендуют устраивать развлечения, в рамках которых дошкольники в увлекательной и интересной форме входят в сферу двигательной активности.
При этом физкультурные развлечения положительно влияют на развитие речи дошкольников, способствуют проявлению у детей творческой инициативы, формированию у них нравственных представлений (то есть положительного отношения детей дошкольного возраста к проявлению доброты, одновременного осуждения эгоизма, грубости, равнодушия, формированию сопереживания, заботливое отношения друг к другу, наконец, становлению личности ребенка).
Дошкольники с заметным удовольствием занимаются содержательной интересной для них деятельностью, вызывающей у них чувство радости и уверенности в непосредственно в своих силах, несколько расширяет круг общения со сверстниками, наполняя при этом его значимым содержания [1, c. 54].
У детей в процессе физкультурных развлечений, закрепляются, с одной стороны, все те навыки и умения, которые были получены на занятиях, при том, как с другой стороны происходит углубление потребности детей в познании нового, заметного расширения кругозора, совершенство совместных действий.
Для того, чтобы физкультурные развлечения способствовали воспитанию и развитию дошкольников, необходимо их тщательным образом планировать, продумывать заранее подготовку, обязательно определять степень участия детей, учитывать проявление их индивидуальных интересов и особенностей (кто будет ведущим, а кто выполнять поручения и т.п.). В подготовке физкультурного развлечения может участие принимать вся группа. В ряде случае дошкольников целесообразно объединять в подгруппы либо же применить индивидуальную форму работы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина. – Москва. ВЛАДОС, 2010. – 176 с. – Текст: непосредственный.
2. Киркина, Е.Н. Спортивные праздники и развлечения как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников / Е.Н. Киркина, А.К. Валеева // Science Time. 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnye-prazdniki-i-razvlecheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-starshih-doshkolnikov/viewerl (дата обращения: 28.01.2024). – Текст: электронный.
3. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н.Н. Кожухова, Н.А. Рыжова, М.М. Самодурова. – Москва: Академия, 2002. – 320 с. – Текст: непосредственный.
4. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – Москва: Академия, 2018. – 352 с. – Текст: непосредственный.
5. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с. – Текст: непосредственный.
6. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / под редакцией С.О. Филипповой. – Москва: Академия, 2017. – 220 с. – Текст: непосредственный.