Фрагмент для ознакомления
2
Семинар 1. «Обломов»
Задание 1.
Интерьер
«Стены комнаты были отполированы до блеска и обивкой вместе с тем покрыты прозрачным, светло-голубым лаком; но сквозь лак виднелись, вдоль стен, следы старой отделки. Под самым потолком был сводчатый, прекрасно отделанный свод. Ковры, лежавшие посреди пола, были тоже низкошерстные, но смолистые, как будто недавно вычерченные жестом художника; вокруг ковров лежали старые пожитки и какие-то хлам; но этот хлам, как-то таинственно, как будто из уважения, возвышался над землей, в то время как на общем поле — бельё, сапоги, порошёнки и так далее — он дрожал, как бурьян.»
«На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха...»
«У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью...»
Халат противен
«Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы – не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима. Он велел вынести вон несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась, позвал Анисью и велел протереть окна, смахнул паутину, а потом лег на бок и продумал с час – об Ольге. Он сначала пристально занялся ее наружностью, все рисовал в памяти ее портрет.»
Достает халат
После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит...»
Халат и деградация Обломова
«Халат на Обломове истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый. Одеяло на постели тоже истасканное, кое-где с заплатами; занавески на окнах полиняли давно, и хотя они вымыты, но похожи на тряпки.»
В заплатках
– ...что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах!
Задание2.
В своей статье «Что такое обломовщина?» Николай Добролюбов предпринял попытку не только литературного анализа романа «Обломов» Ивана Гончарова, но и более широкого обсуждения социокультурных проблем российского общества середины XIX века. Образ Ильи Обломова был для Добролюбова не просто литературным персонажем, но и символом заторможенности, бездействия и инерции, которые, по его мнению, проникали в различные слои общества. «Обломовщина» для Добролюбова была нечто большее, чем просто особенностью характера одного героя. Это стало ключевым понятием для обозначения общественного явления, замедленного развития и культурной отсталости. Он утверждал, что «обломовщина» была как бы стереотипом жизни в российском обществе того времени, пронизывающим разные сферы, от литературы до поведенческих стереотипов.
В статье Добролюбов акцентировал внимание на роли образования как средства противостояния «обломовщине». Он призывал к расширению кругозора, к развитию мышления и активной жизненной позиции. Для Добролюбова образование становилось ключом к модернизации общества и преодолению заторможенности. Кроме того, Добролюбов проводил параллели с европейским развитием, выявляя те области, в которых Россия отставала, и подчеркивая необходимость активных усилий. Эта часть его работы свидетельствует о его стремлении к освежению общества и подготовке нового поколения, способного к изменениям.
Задание 3.
Дмитрий Иванович Писарев, русский литературный критик и публицист, в своих критических работах высказывал яркое и критическое мнение о различных литературных произведениях и явлениях своего времени. В частности, его мнение о романе «Обломов» Ивана Гончарова не исключение. Писарев был известен своей склонностью к резкой критике, особенно в отношении произведений, которые, по его мнению, отражали негативные черты общества. В отношении «Обломова» он подчеркивал свою негодование по поводу описания героя, страдающего от апатии и бездействия. Писарев видел в Обломове воплощение пассивности и безответственности, что считал недостойным и предостережением для общества. Возможно, Писарев видел в Обломове негативное явление, символизирующее заторможенность и леность русского общества, что соответствовало его критическому отношению к социальным проблемам своего времени. В своих работах он акцентировал внимание на необходимости активности, интеллектуального развития и социальной ответственности. Мнение Писарева об «Обломове» можно охарактеризовать как крайне критическое, с фокусом на негативных чертах характера героя и их связи с общественными явлениями.
Задание 4.
Современная жизнь
— Уж кто-то и пришел! — сказал Обломов, кутаясь в халат. — А я еще не вставал — срам да и только! Кто бы это так рано?
Показать больше