Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ВИКТОРА ТЁРНЕРА.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОНОГРАФИИ «СИМВОЛ И
РИТУАЛ»………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ. РИТУАЛ И СИМВОЛ КАК ОСНОВНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, ИЗУЧЕННЫЕ АВТОРОМ…….. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 10
Фрагмент для ознакомления
2
В концепции Тернера символы трансформируются сами в процессе социального действия и трансформируют социальную реальность, что является двумя сторонами одного и того же процесса. Согласно Тернеру, трансформирующее воздействие символов проявляется в лиминальности, при этом он понимает символы как социальные и культурные динамические системы, приобретающие и утрачивающие смыслы и изменяющие форму.
Тернер противопоставляет свое видение природы символов французскому структурализму, указывая на то, что он не может относиться к символам просто как к элементам во вневременных логических или протологических когнитивных системах. Тернер не принимает концепции бинарных оппозиций Леви-Стросса и настаивает на понимании символов как динамических семантических систем, так как выделение того значения символа, которое может быть встроено в систему бинарных оппозиций неизбежно предполагает произвольность этого выбора.
Символы, по мнению Тернера, не имеют четко фиксированного значения, в отличие от последователей структурализма в антропологии. Символы могут терять, а могут приобретать различные действия, у них в качестве главных аспектов можно выделить волевой и эмоциональный.
В рамках работы, Виктор Тёрнер отмечает и многозначность символов. В частности, он приводит главные критерии, различающие понятия «символ» и «знак» - в частности, наличие метафорического сходства между означающим и означаемым, открытость или закрытость системы и др.
Подчеркивая неразрывную связь с символизмом, Виктор Тёрнер в своей работе основной акцент уделяет и ритуалам племени ндембу. В его понимании, ритуал – это совокупность символов, механизм практического мышления, который позволяет решать различные проблемы.
Ритуал представляет из себя достаточно сложную структуру, включающую в себя четкое пространство, ограниченное взаимодействием различных объектов и процессов. Самым минимальным, простым элементом такой структуры и выступает символ. Им может быть что угодно – место, действие или предмет; главное – чтобы этот элемент был включен в структуру
ритуала. Символ может иметь множество различных значений, которые могут носить даже противоположные значения и выражаться в самых разных контекстах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Символ и ритуал. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1983. – 283 с.
2. Современная антропология Виктора Тернера (режим доступа: http://www.digitalhumanities.ru/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%80/?ysclid=ls0n0w908g859954577)
3. Bruce Kapferer «Victor Turner and The ritual process» (режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/333567436_Victor_Turner_and_The_ritual_process)