Фрагмент для ознакомления
2
Под термином «Неговорящий ребенок» многие авторы выделяют разные стадии развития активной речи. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что «неговорящий ребенок» — это ребенок, уровень речи которого не может служить для его полноценного общения с окружающими. Поэтому речь не выполняет очень важной коммуникативной функции.
Каждый конкретный случай индивидуален, «дети молчат по-разному», рассмотрим несколько вариантов:
- ребенок молчит, иногда использует кричащие/неинтонированные вокализации, у ребенка нет даже лепетающей речи;
- в речи ребенка присутствуют лепет и интонированные вокализации, но их нельзя отнести к конкретному предмету или действию;
- ребенок использует звуковые комплексы, звукоподражания и/или отдельные слова;
- ребенок использует немедленную или отсроченную эхолалию (точное повторение услышанного, а не как ответ на просьбу «повторить»; часто встречается при психических расстройствах).
Описанные выше примеры показывают, что речь – это не просто умение произносить звуки, слова и даже фразы. Это осмысленное использование ее как инструмента для достижения собственных целей.
Итак, что такое речь?
Речь – исторически сложившаяся форма человеческого общения посредством языковых конструкций, созданных на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, образование и формулирование мысли языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых структур и их понимание.
В современной логопедической практике существует множество диагнозов, которые можно поставить неговорящему ребенку. Это связано с отсутствием единства взглядов на классификацию речевых нарушений. Этиологические факторы задержки речевого развития или его отсутствия сложны и полиморфны. Поэтому «неговорящие дети» требуют комплексного, целостного подхода.
Диагнозы, которые можно поставить неговорящему ребенку: ОКР, Алалия, ОНР, РАС, ЗПРР, Анартрия, СПА, Артикуляционная диспраксия. К сожалению, не все эти диагнозы раскрывают механизмы нарушения речи, а некоторые являются «диагнозом, которого не существует».
Очень важно НЕ ЖДАТЬ, если ребенок не разговаривает!
Проблемы «неговорящих» детей младшего дошкольного возраста изучены недостаточно. В отличие от ребенка с нормальным речевым развитием, неговорящий ребенок в настоящее время остается малоизученным, так как требует специальных подходов и нестандартных приемов как в диагностике, так и в коррекционной работе. К неговорящим детям относятся дети от 2 до 4 лет и старше, у которых не сформирована фраза, крайне малый объем словарного запаса, а речь, чаще всего, лепетная. Речь как система не сформирована. Ребенок не может полноценно общаться. Неговорящий ребенок с общим речевым недоразвитием первого уровня (1 уровень ОНР) не может самостоятельно выстраивать взаимодействие со взрослым и сверстниками.
Рассмотрим особенности речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста при нормальном и задержке речевого развития. Мы увидим, насколько огромна разница между этими двумя вариантами речевого развития, тем более что речь идет о детях одной возрастной категории. На практике приняты следующие нормы речевого развития детей 2-3 лет.
В 2 года ребенок:
- называет знакомые предметы из своего окружения;
- составляет простые предложения, чаще всего состоящие из двух слов (существительное и глагол);
- показывает пять частей тела (нос, ручки.);
- может использовать в речевом общении до 300 слов;
- знает и может использовать несколько местоимений;
- имеет звуки раннего онтогенеза.
В 3-летнем возрасте дети:
- иметь активный словарный запас до 1000 слов;
- начинают употреблять существительные во множественном числе;
- знают основные части тела, могут их показать и назвать;
- использовать союзы «если», «когда», «потому что»;
- сообщают свой пол, имя и возраст;
- понимать небольшие истории, рассказанные и прочитанные взрослыми, – сказки и стихи;
- понимают простые вопросы, чаще отвечают на них односложно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т.4.Научное наследство / Л.С. Выготский; под ред. Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1984.
2. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения / О.Е. Грибова // Дефектология. – М.: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 1999. – №3.
3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – №6.
4. Журавлева Н. А. Методика формирования языковой системы Т. Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ logopediya/2021/02/09/metodika-formirovaniya-yazykovoy-sistemy-t-n-novikovoy-ivantsovoy
5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. – М., 2009.
6. Ковригина Л. В. Механизмы нарушения описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-метод. журнал «Концепт». 2017. № 11. С. 45–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-narusheniya-opisatelnogorasskaza-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer
7. Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Научнометод. журнал «Концепт». 2016. № 6. С. 118–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-diagnostiki-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-nasovremennom-etape-razvitiya-logopedii/viewer
8. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб. : КАРО, 2018. 304 с. 5. Козина И. Б. Возрастная динамика формирования связного высказывания детей среднего и старшего дошкольного возраста, проживающих в поликультурном регионе // Символ науки. 2015. № 12. С. 227–229. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnayadinamika-formirovaniya-svyaznogo-vyskazyvaniya-detey-srednego-i-starshego-doshkolnogovozrasta-prozhivayuschih-v/viewer
9. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003.
10. Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д.И. Слобин // Психолингвистика. – М., 1984.
11. Туманова Т.В. Реализация идей Л.С. Выготского в логопедии: системный подход к проблеме общего недоразвития речи у детей / Т.В. Туманова // Специальное образование. – 2012. – №1.