Фрагмент для ознакомления
2
География водных путей является одним из компонентов отраслевой географии транспорта и изучает особенности деятельности морского транспорта в Мировом океане и речного транспорта на внутренних водных путях с целью обеспечения безопасности мореплавания и судоходства, а также экономической эффективности выполнения перевозок.
Водный путь — участки водоёмов и водотоков, используемые для судоходства и лесосплава, любой водный судоходный путь, включающий реки, озёра, моря, океаны и каналы.
Критерии водного пути:
ü должен быть достаточно глубоким для проходимости по ним судов;
ü должен быть достаточно широким для прохода в ширину несколько судов;
ü должен быть свободен от преград для навигации, таких как водопады и пороги, или иметь пути их обхождения (напр., каналы и судоподъёмники);
ü течение в водном пути должно быть достаточно спокойным.
Внутренние водные пути бывают естественные и искусственные. Естественными внутренними водными путями являются реки и озера. На небольших судах грузы могут перевозить даже в верховьях крупных рек и по их притокам даже при глубинах 0,6 — 0,7 метра. Сплав же круглого леса по рекам бывает экономически целесообразным при еще меньших глубинах. Естественные водные пути, в зависимости от возможностей их использования, бывают судоходные или только сплавные. Длина сплавных рек значительно превышает длину судоходных.
Речная сеть часто не обеспечивает, даже после работ по улучшению условий судоходства, возможности водных перевозок грузов между важными экономическими узлами и районами. В этом случае могут специально создаваться искусственные водные пути — речные гидроузлы, судоходные каналы, межбассейновые водотранспортные соединения.
Правовой режим внутренних водных путей (рек и озёр) того или иного государства устанавливается национальным законодательством — в порядке
осуществления мер государственного суверенитета. Плавание иностранных судов по внутренним водным путям конкретного государства осуществляется только с разрешения этого государства. Например, финским судам было разрешено плавание по р. Неве согласно Договора между РСФСР и Финляндией от 1920 г. В случае, если река (или озеро) протекает или расположена в границах территорий нескольких государств и используется в международном судоходстве, приходится решать вопросы международно-правового режима рек. Установление правового режима международных рек требует, чтобы были соблюдены следующие процедуры:
– государства, через территорию которых протекает международная (межтерриториальная) река регулируют вопросы осуществления навигации по ним по взаимному согласию;
– торговое судоходство на международных реках открыто для судов и других государств, если нет возражений от государств, прилегающих к руслу этой реки;
– государства, по территории которых протекают международные реки, в пределах своих границ, осуществляют все необходимые работы и мероприятия для обеспечения навигации и безопасности плавания по ним;
– проход военных судов по международным рекам регулируется только прибрежными государствами с учётом их требований по безопасности.
Судоходные каналы служат для связи между внутренними водными путями — судоходными реками, озёрами, водохранилищами, а также морями и океанами — в целях организации судоходства через них.
Судоходные каналы подразделяются на пресноводные и морские. Они соединяют внутренние водные объекты — пресноводные реки, озёра, водохранилища, а также морские воды — моря и океаны.
Среди судоходных каналов можно выделить открытые каналы и шлюзованные. Открытые соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды, шлюзованные — соединяют водоёмы с разными уровнями воды. Из открытых морских каналов можно назвать Суэцкий и Коринфский каналы. Подавляющее большинство судоходных каналов относится к каналам, в
которых проход осуществляется через шлюзы. Шлюзовые системы позволяют судам подниматься из низких участков канала на более высокие, и наоборот.
Каналы внутренних водных путей, как правило, шлюзовые. Самые знаменитые морские шлюзовые каналы — Панамский, Кильский и Сайменский.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Шаронов, А. Ю. География водных путей: учебник / А. Ю. Шаронов. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2017. — 392 с