Фрагмент для ознакомления
2
В тысячелетней истории нашей государственности важнейшим событием было Крещение Руси. Как писал митрополит Макарий (Булгаков): «Здесь решилась вечная судьба всех будущих сынов России; здесь же, некоторым образом, решилась вся последующая судьба и их временного, земного отечества» . С этого момента начинается новый период бытия нашего государства. Обновление коснулось всех сфер государственного устройства и жизни народа: обычаев, просвещения, государственных законов, общественных отношений. Но важнейшим было изменение религиозной веры, нравственности, надежд народа, идеалов. С момента Крещения в 988 году, когда был сделан цивилизационный выбор, еще одним объединяющим фактором восточных славян и неславянских народов (весь, мурома), кроме княжеской военно-политической власти, становится Православная Церковь. Если княжеская власть объединяла на основе единого законодательства, которое регулировало общественные отношения, то православная Церковь предложила в качестве объединяющего фактора нравственный Идеал христианства. Монастыри ко времени принятия христианства Русью имели высокое значение в православной Церкви. Монашество по своему замыслу является подражанием Христу.
Целью данной работы является рассмотрение русских монастырей и их роли в русской культуре.
1 Монастыри как центры сохранения традиционной культуры: история
Что же означало принятие христианства для русского народа? Прежде всего, это было приобщение к культуре Византии.
Богослужение в Византии отличалось необычайной красотой. Эстетика настолько была мощной, что возымела действие на русских послов. Так и древние славяне обратили свои взгляды к мудрости греков и их культуре. .
Красота, истина и божество становятся едины в византийском храме. Это было очень близко по духу русскому народу. Красота византийского богослужения стала главным акцентом в христианстве Руси. Народ Руси уже был подготовлен к восприятию эстетического наследия, утонченного греческого языка христианства. Жители Руси постепенно начинают осваивать христианство. Воспринимать его идеи, согласно которым мир не обладает истинной реальностью.
Предание Церкви убедительно говорит о том, что монастыри появились фактически с самого начала Христианства и изначально были основаны по учению апостолов. Монахи не изобретали ничего нового. Преподобный Пахомий Великий, основатель одного из крупнейших монашеских общежитий, в качестве образца для своих общин рассматривал Иерусалимскую апостольскую общину. Древнейшие монашеские Уставы — Устав святителя Василия Великого, Устав преподобного Пахомия Великого.
«Главным и единственным, в собственном смысле этого слова, Уставом монашеского жития всегда было Святое Евангелие» .
Понятие о Православной христианской вере пришло на Русь. Было понятно, что Мир есть творение Божие. И этот мир Божий богат и разнообразен. Он создан для жизни и пользы людей- для каждого из них.
На территории современной России первые православные монастыри, как мужские, так и женские стали возникать в первой половине ХI века, после принятия христианства великим князем Владимиром. С ХI века до начала XVIII века, на русских землях было основано около 700 православных монастырей. За последующие два с лишним столетия открылось еще около 300 новых, как мужских, так и женских монастырей. Всего, к 1917 году в Российской империи насчитывалось 1025 монашеских обителей, в том числе 487 – женских
«Храм - это дом Божий, небо на земле. Это место соединения Бога и людей. Это истинное место для общения с Богом» . Храм еще называют церковью или собором. И каждый день в храмах звучат молебные песни (молебен- краткая молитва о разных житейских нуждах). Русские монастыри представляют собою место, где «общинная жизнь протекает с соблюдением обетов бедности, целомудрия и послушания, в соответствии с определенным уставом и отрешенностью от мирной суеты. Сюда же причисляются отшельники, члены монашеских братств и те, кто принял монашеские обеты. Именно монашество сыграло огромную роль в становлении цивилизации (Средневековье) и распространении христианства как на Востоке, так и на Западе.
Начало монашество берет в Среднем Египте (ок. 250 - ок.350 г.) и называлось не как иначе как отшельничество. В одиночку жили отшельники, молились, чтили бога своего. Где-то в 305 г. отшельники объединились в общины. В 318 г. (Южный Египет) создается первое монашеское общежитие, где монахи жили вместе в монастыре, обнесенном стеной. У каждого монаха была своя работа, что позволяло монастырю обеспечивать себя всем необходимым. Около 330 г. вошло новое правило в общежитии: монахи собирались все вместе на молитву и совместные трапезы. Вскоре каждый монастырь представлял собой самостоятельную единицу, и каждый монах был потенциально связан со своим монастырем.
Главный монастырь руководил целой сетью подчиненных монастырей. Были спады и подъемы в монашеском движении (13-14 вв).
В чем суть монашества? Целомудрие, бедность, послушание тогда делают человека монахом, когда он принимает их ради Христа. Он целиком отключается не только от мира, но и себя. Удаляется для общения с Богом, для спасения своей души, для моления обо всем мире, для преображения нравственных духовных сил. Цель - совершить подвиг молитвенного заступничества за мир. На Руси монастыри появляются почти одновременно с принятием христианства. Киево-Печерский монастырь - один из первых в России. С ним связано летописание, огромна его роль в объединении восточнославянских земель, он является всегда во все времена духовным, социальным, культурным и просветительным центром.
Монастыри имели большое значение как центры наук распространители просвещения, а еще как выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного, как отрешенность монашества от земных благ- такого представление о жизненных ценностях. Помимо этого, монастыри (например, в России) выполняли роль непреступных крепостей, а еще они были местом захоронения выдающихся русских людей (поэтов, писателей, архитекторов, историков, художников, церковных деятелей Руси, и др.). Вот пример некоторых прославившихся монашеских обителей: Троицко-Сергиевский монастырь (ныне Лавра), Свято-Данилов монастырь, Свято-Боголюбов монастырь, Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь и многие другие. В монастырях закладывались храмы, осуществлялись другие постройки, записывались ноты богослужебных песнопений, сохранялись коллекции древнерусского шитья, произведения живописи (иконы, фрески, стенопись) и другие замечательные произведения церковного искусства. Монастыри готовили просветителей, которые не только наставляли монашествующих, но и вели обширную переписку, печатали духовно-назидательные книги, составляли жизнеописания старцев. Отдельное слово о патриотической деятельности монастырей: это и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Амфилохий (Радович) митрополит, Филиокве и нетварная энергия Святой Троицы по учению Святого ГригорияПаламы. [Электронный ресурс]: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Radovich/filiokve-i-netvarnaja-energija-svjatoj-troitsy-po-ucheniyu-svjatogo-grigorija-palamy/ (дата обращения: 07.02.2024)
2) Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах // Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 177
3) Вевюрко И. С. Апокалиптические источники отождествления Москвы с «третьим Римом» в послании старца Филофея великому князю Василию III. [Электронный ресурс]: URL: https://cont.ws/@re1x4fhvvh6j4/1347307#:~:-text= (дата обращения: 07.02.2024).
4) Вернадский Г.В. История России (Киевская Русь) [Текст] / Г.В. Вернадский. — М., 1996.
5) Восторгов И., прот. Подвижничество и монашество // О монашестве: в 2 т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1.
6) Глушенков В. В. Роль монашества в становлении русской государственности//550-ЛЕТИЕ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ «ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Сборник материалов X Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. Псков, 2023. С. 227-239
7) Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как должно родителями воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш: в 2 т. М.: Аспект Пресс, 1994. Т. 1.
8) Кирилл (Зинковский), иером. Старческое служение в учении и жизни Церкви: Курсовое сочинение. СПб.: Духовная Академия, 2002.
9) Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: в 6 т. / адаптир. пер. с фр. Т. 3. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. Т. 3. URL: http://stsl.ru/news/all/pamyatprepodobnogo-efrema-sirina-17 (дата обращения: 07.02.2024).
10) Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Диссертация на соискание научной степени доктора богословия. М., СПб., 2014.
11) Милова Н. П., Логвиненко О. Г., Маслов Н. П. РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРИСОВСКОГО БОГОРОДИЦКО-ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ (НАУЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ И ОДНКНР)// СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023, С. 73-78
12) Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки / Отв. ред. Н.В. Синицына. – Москва: Наука, 2002. – 344 с.
13) Охотникова Т.В. Монастыри как центры сохранения традиционной культуры: история//СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЕКТОРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 495-498