Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1. Анализ образовательной программы фольклорного ансамбля «Бусинка» 3
Задание 2. План урока «Ансамбль и строй. Звуки, живущие в единстве» 7
Задание 3. План учебно-воспитательной работы коллектива на квартал 16
Список рекомендованной литературы 18
Фрагмент для ознакомления
2
Данная общеразвивающая программа по классификации относится к типовой комплексной программе.
Конечно же, первое, с чего мы начинаем анализ любого документа – это титульный лист. Титульный лист анализируемого мною документа составлен корректно, указаны все необходимые данные.
Следующим разделом данной образовательной программы является пояснительная записка. В ней указана актуальность, дано определение термина «Фольклор». Формулировка корректные и грамотные.
Далее идет цель программы - развитие творческих музыкальных способностей у детей, привлечение детей к творчеству, через ознакомление с народной культурой на занятиях фольклора.
После цели следуют задачи. Они разбиты на три блока: воспитательные (Воспитать уважительное и бережное отношение к фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы. Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми. Воспитать творчески-активную личность), образовательные (Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования. Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления). Обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам. Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой, детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря. Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте), развивающие (Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности).Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей. Формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на традициях и обычаях. Дать представление о традиционной одежде своего региона).
После задач идет описание содержания работы фольклорного ансамбля, особенность программы. Здесь также последовательно выделяются тематические блоки, которые логически связаны между собой:
1.РАСПЕВКА;
2.РАЗУЧИВАНИЕ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА;
3.ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА;
4.ЗАНЯТИЕ С ДВИЖЕНИЕМ;
5.НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Для максимальной наглядности они прописаны большими буквами, выделены жирным начертанием и курсивом, отделены друг от друга дополнительными пробелами.
Ниже представлены сведения об организации образовательного процесса. Они включают возраст учащихся - от 7 до 14 лет, приведена классификация обучающихся по возрастным группам. Также описаны временные рамки реализации программы – 4 года, разбивка по годам для каждой возрастной группы.
Программа предусматривает следующие формы и методы обучения.
практические тематические занятия;
беседы;
мастер-класс народных исполнителей и умельцев;
фольклорные праздники;
отчетные концерты;
экскурсии;
посещение музеев, концертов;
совместный досуг детей и родителей.
При изучении тем используются:
наглядные пособия;
изделия народных промыслов;
традиционные предметы домашнего обихода;
национальные костюмы;
фото, аудио, видеоматериалы.
Формы работы – индивидуальная и групповая.
Далее описаны этапы реализации программы. Всего их предусмотрено три.
Следующим пунктом представлены условия реализации программы. Они распределены на несколько блоков:
1. Кадровое обеспечение.
2. Материально-техническое обеспечение.
3. Методическое обеспечение.
Далее описаны прогнозируемые результаты реализации программы по каждому году.
Формы аттестации учащихся – тестирование и зачет. Критерии оценок исполнительского мастерства:
эмоциональность и образность исполнения;
развитость технических навыков музыкального исполнительства;
культура исполнения и поведения учащихся во время выступления (внешний вид, собранность, отношение к слушателям)
соответствие репертуара возрасту воспитанника.
Далее представлено подробное описание целей, задач и содержания каждого года обучения, а также тематические планы. Они полностью отвечают стандартам ДПО, требованиям нормативной и методической документации.
В приложения помещена сводная таблица результатов диагностики (за учебный год), анкета «Как ты относишься к изучению культуры».
Содержание документа представлено на последней странице и отображает все основные пункты программы.
В общем и целом, образовательная программа фольклорного ансамбля «Бусинка» обеспечивает комплексное обучение и развитие участников в области фольклорного искусства. Программа включает в себя изучение и практику различных традиционных песен, танцев, музыкальных инструментов и других элементов народного творчества.
Участники ансамбля имеют возможность погрузиться в богатое наследие народной культуры, изучить традиционные мелодии, ритмы и хореографию. Они также получают знания о истории и значении фольклорных произведений, а также о традициях и обычаях различных регионов.
Через систематические занятия, репетиции и выступления, участники ансамбля развивают свои музыкальные и танцевальные навыки, улучшают координацию движений, работают над выразительностью и сценическим мастерством. Они также учатся работать в команде, совместно создавать художественное выступление и передавать эмоции и настроение зрителям.
Данная образовательная программа способствует сохранению и продвижению фольклорного наследия, а также развитию творческого потенциала участников. Она предоставляет возможность погрузиться в уникальную атмосферу народного творчества и раскрыть свой талант в этой области. В итоге, участники ансамбля получают ценный опыт и навыки, которые могут применяться как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.
Подводя итог, образовательная программы фольклорного ансамбля «Бусинка» составлена очень подробно и корректного, отражает все обязательные пункты для программ подобного типа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература:
1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений . М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Андреев, В. И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. 272 с.
3. Аронов А.А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988. №2. С. 10-13
4. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. М. : Республика, 1994. 478 с.
5. Воронина Е.А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки : дисс. …канд. пед. наук. Вологда, 2002. 197 с
6. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1983. 208 с.
Дополнительная литература:
7. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие. М. : Гардарики, 2004. 480 с.
8. Демакова И.Д. Должность или призвание: Беседы с организатором внеурочной воспитат. работы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
9. Долинская Е. Б. История современной отечественной музыки: Учебное пособие. Вып. 3. (1960-1990). М. : Музыка, 2001. 656 с., нот.
10. Дьячкова М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe- vospitanie-kak-pedagogicheskoe-yavlenie
11. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М. : Педагогика, 1987. С. 363-440.
12. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Автореф.дис…д-ра.пед.наук. Челябинск, 49 с.
13. Ильин, И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Новосибирск: Русский архив, 1991. 32 с
14. Казаренков В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе. дис..
..доктора пед.наук . М., 1994. 382
15. Калечиц Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М. : Просвещение, 1980. 88 с.
16. Кашина Н.И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей : монография / ФГБОУ
«Урал. гос .пед. ун-т». Екатеринбург, 2014. 184 с.
17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm
18. Коротов В. М. Введение в педагогику. М. : УРАО, 1999. 256 с.
19. Критская Е.Д.. Сергеева Г. П., Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского. М. : Просвещение, 2006. 224 с.
20. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для классных руководителей. М. : Просвещение. 1983. 223. С.
21. Лавриненко, В.П. Философия: учебник. М. : Юристъ, 2004. 506 с.
22. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и практику воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России ХIХ и ХХ веках). Самара, 1997. 84 с.
23. Максимова В. Н. Акмеология. Новое качество образования. Спб. : Изд- во ГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 256 с.
24. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Минск, 1979. 218 с.
25. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения в 8т. / Сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М : Педагогика, 1983. Т.1. С.267-329.
26. Матутите Е. А. Советская массовая песня 70-80-х годов. М. : Знание, 1982. 128 с. (Нар. ун.-т. фак. лит-ры и искусства).
27. Медушевский В. В. Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства, С. 1 – 4.
28. Медушевский В. В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. М. : Моск. Консерватория, 2001. 65 с.
29. Мелик – Пашаев А. А. О состоянии и возможностях художественного образования. Аналитическая записка // Искусство в школе. 2008.№ 1.
30. Мурашов В.И. Идея духовности. М. : "Гелиос", 2000. 180с.
31. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» [ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina- dok.html
32. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. Педагогика, 1998. №4. С. 3-8.
33. Новикова Н. В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности : дис…. канд.пед.наук. Улан-Удэ, 2011. 182 с.
34. Ожегов C.И, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: Издательство "Азъ", 1992.
35. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.вокабула.рф
36. Петракова Т. И. Гуманистически ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: дисс….д-ра пед. наук М. : 1999. 399 с.
38. Подласый, П. И. Педагогика: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Просвещение, 1996. 576 с.
39. Салангина Н. Я. Классификация форм внеурочнойдеятельности. Вестник МГУКИ. 2011. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-form-vneurochnoy- deyatelnosti
40. Селиванова Н. Л.. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски
/ Сост. Н. Л. Селиванова . М.: Знание, 1989. 80с.
41. Сластенин В. А. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. учеб. зав. М. : Шк. Пресса, 2002. – 512 с.
43. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура, М. : Советский композитор, 1975. 200 с.
44. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки : ст. и исслед. Л. : Советский композитор, 1983. Вып. 3. 303 с.
45. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы: 2-е издание. М.: Просвещение, 1982. 206 с.
46. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В.Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
47. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Избранные произведения: в 5-ти т. Киев: Рад. шк., 1979. Т. 1. 1979. 686 с.
48. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М.: Знание, 1986. 64 с.
49. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.).
50. Фомина А. Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: автореферат дис…д-ра пед. М. : 2000, 366 с.
51. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства : учеб.пособие. Спб. : Издательство «Лань», 2000. 320 с.
52. Шафеев Р. Н. Музыкальная культура как система: диссертация ... кандидата философских наук. Казань, 2007. 174 с.
53. Шилова Н.Е. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования : дис…. канд.пед.наук. Москва, 2013. 233 с.
Законодательные и нормативные документы:
54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс].Режим доступа: http://standart.edu.ru