Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной контрольной работе, связана с тем, что афазия является тем синдромом, который характеризуется как следствие различных тяжелых заболеваний – как врожденных, так и приобретенных, а потому коррекционная работа с ними является одной из важных задач любой логопедической службы.
В рамках работы с афазией логопеды применяют целый спектр различных методов и способов, большинство из которых представляют собой различные речевые упражнения и техники, однако актуальными на сегодняшний день выступают также невербальные методы восстановления речи, которые в некоторой степени можно считать даже более эффективными.
Степень изученности проблемы. Вопросу преодоления афазии как одного из самых тяжелых нарушений речи посвящено достаточно много научных исследований, однако в ходе написания контрольной работы не обнаружено специальных трудов ученых, которые были бы посвящены конкретно невербальным формам логопедической работы, эффективным для борьбы с разными видами афазии.
Цель работы – провести анализ научной литературы по проблеме применения невербальных методов восстановления речи при афазии.
Объект работы – восстановление речи при афазии.
Предмет работы – применение невербальных методов восстановления речи при афазии.
Основная часть
Существует определение афазии, предложенное Л. С. Цветковой, которое гласит, что афазия - это нарушение системы речи, которое может проявляться в полной или частичной потере речи и поражении одной или нескольких речевых зон мозга.
В прошлом значительный вклад в изучение проблем афазии внесли ведущие неврологи и психологи XIX и начала XX века, такие как М. И. Аствацатуров, Е. Бай, П. Брока, К. Вернике, К. Гольдштейн, Г. Джексон, С. И. Давиденков, С. Геншен, К. Клейст, М. Б. Кроль, А. Куссмауль, П. Мари, К. Монаков, А. Пик и другие. В современность исследования в области афазии продолжают проводиться М. К. Бурлаковой, В. М. Шкловским, Т. Г. Визелем, Л. С. Цветковой, Е. Н. Правдиной-Винарской, И. Т. Власенко и другими учеными.
Понимание мозговых основ психических функций, взаимодействия речи и других высших психических процессов ближе к нам благодаря интересу к проблеме афазии. Положение Л. С. Выготского о том, что все высшие психические функции являются опосредствованными процессами, служит основанием для исследования как речевых, так и неречевых психических функций. Центральной и основной частью всего процесса в целом является употребление знака как основного средства направления и овладения психическими процессами. Речь тесно связана со всеми неречевыми психическими функциями [7, с 236].
Необходимость разработки эффективных методов помощи больным людям в новом восстановлении себя, возвращении к работе, семье и социальной среде, а также в обучении больных повторению и пониманию речи, делает проблему актуальной в клинико-психологическом аспекте.
Цель исследования заключается в изучении возможности восстановления речи у пациентов с афазией с использованием невербальных методов.
Задачи включают в себя изучение различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга, анализ синдрома, выявление центрального механизма и дефекта, а также психологический анализ дефекта и описание клинической картины. Также проводится анализ сохраненных психических процессов и форм деятельности пациента для уточнения степени тяжести дефекта.
При органических поражениях мозга, афазия возникает и вызывает системное нарушение речи. Это нарушение охватывает разные уровни организации речи и влияет на связь с другими психическими процессами. Психическая сфера человека дезинтегрируется, а коммуникативная функция речи нарушается. Афазия включает в себя четыре составляющих: нарушение речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и личностную реакцию на болезнь [6, 150].
Речь – это сложная функциональная система, которая состоит из множества афферентных и эфферентных звеньев. Она подвержена системным нарушениям при органических поражениях мозга, влияет на различные уровни организации речи, а также на связь с другими психическими процессами. Эти нарушения приводят к дезинтеграции всей психической сферы человека и особенно влияют на коммуникативную функцию речи. Кроме того, афазия включает в себя четыре компонента - нарушение собственно речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и изменение реакции личности на болезнь [1, с. 258].
Потеря речи может быть вызвана различными причинами, но основными из них являются мозговые инсульты. Мозговой инсульт - это нарушение кровоснабжения определенных участков мозга, которое может быть вызвано разрывом и инсультом кровеносных сосудов, закупоркой артерии или разрушением нервной ткани травмами черепа, опухолями и абсцессами. Сразу после возникновения повреждения головного мозга и в первые дни обычно происходит потеря сознания, сопровождаемая головными болями, тошнотой, парезом или параличом одной половины тела, потерей речи и понимания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008. 624с.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 384 с.
3. Палмер Д. Эволюционная психология: Секреты поведения Homo sapiens. ОЛМА Медиа Групп, 2003. 382 с.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. (+CD-ROM). СПБ.: ПИТЕР, 2016. 496 с.
5. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. Изд. «Просвещение», М., 1988. 590 с.
6. Цветкова Л.С., Торчуа Н. Г. Афазия и восприятие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 176 с.
7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 424 с.