Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность состоит в том, что социальные установки вырабатываются почти в каждой сфере жизнедеятельности современного человека. Социальные установки оказывают большое влияние на мотивацию, на профессиональное самоопределение. Но очень часто людям не хватает имеющегося у них социального опыта, который помог бы адекватно воспринимать различные ситуации.
Социальные установки коррелируют с процессом их осознания своей роли, своих прав и обязанностей. Необходимая для развития социальных установок деятельность способствует становлению внутренних регуляторов и появлению навыков социально одобряемого поведения.
В отечественной психологии проблемой социальных установок в том или ином аспекте занимались такие известные ученые, как А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др. Причем Д. Н. Узнадзе разделял установку и социальную установку. Автор под установкой понимал готовность к определенным действиям, основанным на предыдущем опыте определяющие направление и динамику поведения индивида по отношению к социальным объектам и ситуациям. Установка в контексте концепции Д. Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. А вот по мнению А. Н. Леонтьева, социальная установка определяется личностным смыслом, порождаемым отношением мотива к цели. И. А. Фурманов под социальной установкой определяет общее оценочное суждение об объекте, отношение человека к объекту, проявляющееся в его поведении. Рассматривая различия в любовных аттитюдах в зависимости от статуса партнерских отношений, автор приходит к выводам о том, что у партнеров, находящихся в романтических отношениях, сильнее выражены агапе, людус и сторге, в супружеских – мания. В свою очередь, А. А. Стреленко исследуя связь социальных установок с социально-перцептивными образами делает вывод о том, что становление социально-перцептивных образов связано с одобряемыми обществом моделями поведения, на основе которых формируются социальные установки, создающие идеальный образ личности в соответствии с имеющимися в обществе культурными стереотипами.
На данный момент времени в психологии нет комплексных исследований, посвященных особенностям формирования социальных установок. И как результат данному процессу приписывают довольно неоднозначный характер и зачастую включают довольно разрозненные по своему содержанию явления.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей социальной установки личности. Методов измерения социальных установок. Функций и структуры аттитюдов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальную установку личности.
2. Изучить методы измерения социальных установок.
3. Проанализировать функции и структуру аттитюдов.
Методология и методы исследования: использовался системный анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
1. Социальная установка личности
Понятие установки впервые стали использовать немецкие психологи, при этом Ланге определил установку как «фактор, обусловленный прошлым опытом, определяющий скорость реакции», Шуман и Мюллер назвали установку «ошибкой восприятия».
Когнитивисты Дж. Брунер и Л. Постман в своих работах описали не просто понятие set (англ.) – установка, но и впервые ввели понятие «социальная установка» – attitude. Если человек изучается в контексте его социальных установок, он рассматривается как единое целое во взаимосвязи с социумом, но при этом совсем не рассматривается психологическая составляющая мировосприятия человека .
Структура установки, предложенная в 1942 году ученым М. Смитом, предусматривает наличие следующих компонентов:
- когнитивный компонент, включающий знания, информацию, особенности восприятия различных ситуаций и явлений человеком;
- аффективный компонент, который состоит из оценки в эмоциональном плане различных ситуаций и явлений человеком;
- поведенческий компонент – это определенные поведенческие реакции человека в конкретной ситуации .
Л. Дубб отмечал, что общее поведение человека в конкретной ситуации складывается из двух составляющих: влияния на его поведение установок, имеющихся в его бессознательном, и выработавшегося отношения к одинаковым ситуациям .
Л.И. Божович определяет установку через направленность личности, то есть оценку человеком окружающего социума и его действий через внутреннее впечатление, внутреннее отношение .
С.В. Ковалев подчеркивает, что социально-психологическая установка, как способ реакции человека на схожие ситуации, может окончательно закрепиться в подсознании человека, если она воспринимается как аналогичная, неоднократно повторяющаяся с самого детства. В детстве сначала происходит базовая психотравмирующая ситуация, и у ребенка закладывается установка, например, «Я-плохой», «Я никогда не буду счастливым», «Я не достоин счастливой жизни», «Я всегда буду одинок», «Я никогда не добьюсь успеха», «Я никогда не буду богатым». Ребенок впервые показывает когнитивную, эмоциальную и поведенческую реакции на такую ситуацию, потом происходят схожие психотравмирующие ситуации, на которые ребенок уже реагирует с позиции сформировавшейся установки тем же способом поведения. Бессознательно ребенку кажется, что это лучший и единственно возможный способ реакции на такого рода психотравмирующие ситуации. За счет повторений ситуаций установка на всю жизнь закрепляется в подсознании человека .
Но, так или иначе, следует отметить, что установка в любом случае предполагает определенную поведенческую реакцию человека, спровоцированную убеждением и воспринятую им как определяющую его образ жизни.
В зарубежной психологии наиболее популярными к рассмотрению категории социальной установки являются бихевиористский, когнитивистский, мотивационный и структурный подходы.
В бихевиористском подходе (К. Ховланд) в качестве объяснительного принципа для понимания и разъяснения факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека меняются в зависимости от того, каким образом организуется и формируется подкрепление той или иной социальной установки. Изменяя систему вознаграждений и наказаний, можно повлиять на характер социальной установки, изменять ее .
Более простой способ формирования аттитюда осуществляется, во-первых, за счет положительного подкрепления, причем позитивное стимулирование в процессе научения может выражаться как в материальных, так и «духовных» вторичных стимулах.
В мотивационном подходе социальная установка формируется, когда индивид анализирует ситуацию и определяет, к каким последствиям может привести принятый аттитюд. В мотивационном подходе выделяют две теории. Так, теория когнитивного реагирования предполагает, что субъективные положительные и отрицательные мысли определяют отношение человека к определенной ситуации (Р. Петти). В свою очередь теория ожидаемых преимуществ состоит в том, что посредством мыслительных операций человек при выборе аттитюда определяет наибольшую выгоду, которую он сможет получить, усвоив тот или иной аттитюд (В. Эдвардс) .
В структурном подходе представлен механизм формирования социальных установок на личном и на социальном уровне; определяющее значение при этом будет иметь симпатия, которая существует между людьми, а помимо этого непосредственность существующих контактов, близость общения с окружающими людьми. Каждая группа – это сложная система межличностных чувств, в которой почти каждый будет связан с другими установкой дружбы, уважения, презрения и т.д. Всю систему можно с определенной условностью подразделить на более мелкие группы, которые будут внутренне взаимосвязанными позитивными установками между собой и находиться в отдалении от других негативными .
Когнитивный подход, это несколько похожих теорий, в череде которых теория структурного баланса Ф. Хайдера; теория коммуникативных актов Т. Ньюкома; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно когнитивному направлению, значение установки, как опосредствующей новую поступающую информацию, выполняет вся когнитивная структура, которая ассимилирует, моделирует или блокирует ее. Причиной рождения установки, по мнению когнитивистов, являться конфликт между когнитивными компонентами установок и их поведенческими элементами. Теория когнитивного соответствия основывается на представлениях, согласно которым люди движутся к внутренней согласованности и гармонии своей когнитивной структуры и, в частности, своих аттитюдов .
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах, так называемых, теорий соответствия. Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику .
Одним из важных механизмов формирования аттитюдов является установление ассоциативных связей между уже существующей и вновь формируемой установкой. Чаще всего такая связь происходит между аффективным (эмоциональным) компонентом одного аттитюда с нейтральным социальным объектом вновь формируемого аттитюда.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башкатов, С. А. Анализ отечественных диссертационных исследований, посвященных психологическому феномену установки // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 2. С. 5-16.
2. Граблин, А. Г. Анализ понятия «социально-психологические установки» в психологии // Международный научный студенческий журнал. 2019. № 8. С. 123-127.
3. Гордеева, С. С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 3 (27). С. 135–140.
4. Доронина, Н.Н. Социально-психологические установки личности старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 530–542.
5. Зверева, В. С. Модальность социальных установок // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). С. 376-381.
6. Зенченко, К. А. Исследование феномена социальной установки, сущность и структура данного понятия // Наука XXI века: взгляд в будущее. Материалы IХ Национальной заочной научно-практической конференции учащейся молодежи. Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет; Редакторы: Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова. 2019. С. 77-80.
7. Малышев, К. Б. Типологические профили социальной установки личности подростка // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2022. № 2 (5). С. 20-24.
8. Романов, В. Ю. Приемы воздействия на социальные установки реципиента // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 10 (51). С. 70.
9. Сусанова, И. А. Социальные представления и аттитюд // Вестник университета. 2019. № 2. С. 142-149.
10. Татарко, К. И. Социальные установки о старении в поздней взрослости: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.05 / К. И. Татарко; Белорусский гос. ун-т. Минск, 2021. 25 с.
11. Татарко, К. И. Понятие социальной установки в системе научного знания социальной психологии // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2018. № 2. С. 83-88.
12. Фурманов, И. А. Любовные аттитюды в романтических и супружеских отношениях // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019. № 3. С. 74–81.
13. Шаранович, Ю. В. Понятие социальной установки в психологии // Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. В 2-х томах. Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Витебск, 2023. Т. 2. - С. 301-303.
14. Шаранович Ю.В. Влияние социальных установок на мотив выбора профессии старшеклассниками // Синтез науки и образования как механизм перехода к постиндустриальному обществу: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 декабря 2023 г., г. Саратов). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 204-205.
15. Шаранович Ю.В. Структура социальной установки // XVII Машеровские чтения. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2-х томах. Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Витебск, 2023. С. 49-51.