Фрагмент для ознакомления
2
Значение и актуальность темы состоит в том, что отражение свойств и качеств осуществляется с помощью работы органов чувств. Большое значение в этом процессе имеют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др. Благодаря зрению индивид получает основной объем информации. Это ощущение отражает стороны действительности, включающие свет, цвет, форму и движение.
С помощью слуха обеспечивается прием значительного потока информации в звуковом виде, шумах и вибрациях. Осязание также способно давать очень много впечатлений, включая ощущение формы, плотности и температуры. Обоняние и вкус предназначены для раскрытия различных аспектов действительности.
Органы чувств не в один момент включаются в оптимальный режим. Этот процесс назван адаптацией, он происходит в течение определенного промежутка времени, различного для разных органов чувств, разных условий и разных людей. На пропускную способность органов чувств оказывает влияние взаимодействие между ними. Оно может быть положительным или отрицательным.
На основе теоретического анализа установлено, что в последние годы достаточно активно исследуются проблемы ощущений. В работах Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.И. Исаевой, Ю.М. Забродина, А.А. Крылова, СВ. Недбаевой, А.А. Реан, Е.И. Рогова, Е.Ф. Рыбалко и др. рассматривается понятие ощущений.
Исследованию качественных и количественных характеристик ощущений посвящены работы Н.А Аминова, Ф.Е. Василюка, Е.А. Климова, М.В. Молоканова, Р.В. Овчаровой, А.А. Реана, Е.С Романовой, Е.В. Сидоренко и др.
Цель работы состоит в изучении ощущений, их качественных и количественных характеристик.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие ощущений.
2. Изучить качественные характеристики ощущений.
3. Проанализировать количественные характеристики ощущений.
Методологическая основа исследования, состоит из методов теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности ощущений, их качественные и количественные характеристики; метода системного анализа, частнонаучные методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную тему и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Ощущения, их качественные и количественные характеристики
Ощущение – это простейший психический познавательный процесс отражения свойств предметов, явлений окружающего мира и внутренних состояний организма.
Ощущения - это важная часть нашего восприятия мира и самих себя. Они могут быть качественно и количественно описаны, чтобы лучше понять их природу и значение.
Существование сознание, а также ориентирование человека в мире, происходит благодаря наличию ощущений.
Ощущения имеют физиологическую основу, которой является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, который осуществляет функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Ощущения имеют верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, которым соответствуют различные величины раздражителя. А интервал между этими порогами называется диапазоном чувствительности.
Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира [2, c.163].
Существует несколько типов ощущений, ими являются зрительные, слуховые, соматические ощущения, а также ощущения обоняния и вкуса.
В научной литературе рассматриваются различные классификации ощущений. Так, по модальности раздражителя выделяют следующие виды опущений:
- зрительные;
- слуховые;
- обонятельные;
- вкусовые;
- тактильные;
- статические и кинестезические;
- температурные и так далее.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия: учебное пособие для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 511 с.
2. Гуревич, П. С. Психология: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 465 с.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 349 с.
4. Иванников, В.А. Психология: учебник для среднего профессионального образования. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 480 с.
5. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 307 с.