Фрагмент для ознакомления
2
Туризм - одна из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, потенциал которой в России используется недостаточно. При этом практически все российские регионы обладают определенной туристической привлекательностью и потенциалом для развития туристической инфраструктуры. Развивая туристическую отрасль в регионах, они могут стимулировать общий экономический рост, сокращать количество мигрантов в более развитые центры, привлекать инвестиции и повышать уровень жизни населения.
Поэтому стратегически важным моментом для всей страны является формирование эффективной политики для конкретного региона, особенно если мы говорим о такой сфере, как туризм. Региональная политика государства направлена на обеспечение комплексного, сбалансированного развития всех его регионов, как экономического, так и политического, а также социокультурного. Для такой большой страны, как Россия, с ее разнообразными во всех отношениях регионами, особенно важно проводить продуманную региональную политику, учитывающую особенности каждого региона.
Региональные программы развития туризма (как в других сферах, так и в любой другой сфере) ориентированы на определение основных направлений развития сектора, а также на постановку и реализацию целей и задач, поставленных в программе.
Целевые программы обычно включают в себя несколько разделов, один из которых посвящен оценке эффективности предлагаемого проекта с помощью определенной методологии. Данная методика содержит описание качественных и количественных показателей, оценка которых позволяет судить об успешности выполнения программы.
Однако не все разработчики приложений включают в себя такой раздел, как »оценка эффективности целевого приложения". Кроме того, в настоящее время не существует конкретной методики, которая применяется для оценки эффективности государственных программ на различных уровнях (федеральном, муниципальном, региональном). Таким образом, объем выполненной работы чаще всего анализируется для оценки эффективности конкретной целевой программы, что может отражать несколько количественных факторов. Такой подход нельзя назвать дальновидным, поскольку он не позволяет сделать разумный вывод о том, насколько успешно (в полном объеме) была реализована программа, исходя из ее целей. Кроме того, в этом случае невозможно оценить качество самой программы - ее разработку, поставленные цели, степень их достижения и так далее.
Следует также отметить, что если мы говорим о программах, отдача от которых ожидается не сразу, а через определенное время, то оценка эффективности стандартных формул по методикам не отражает фактического результата. Ведь если оценивать эффективность по формулам, ориентированным только на точечную оценку полученного соотношения затрат и результатов за конкретный год, то мы не сможем увидеть динамику показателей в отрасли. Но гораздо важнее оценить, какую отдачу, какой импульс отрасль получила или не получила от реализации той или иной целевой программы. Это можно определить путем анализа развития отрасли после реализации определенной целевой программы, изменения темпов роста отрасли и так далее.
Региональная программа должна включать в себя следующие пункты:
создание условий для развития и обновления материально-технической базы туризма;
развивать институт ответственности туристов и туристических компаний за ущерб, причиненный региональным туристическим ресурсам;
совершенствование системы охраны туристических ресурсов;
определение приоритетных направлений развития туристского потенциала региона и повышение эффективности использования существующей материальной базы туризма;
разработка правил организации туристической деятельности;
развитие связей в сфере туристической деятельности с российскими регионами и зарубежными государствами;
создание условий для повышения квалификации работников туристической сферы.
Только при наличии региональных планов и перспектив туристской деятельности, совмещенных с федеральными целями, есть возможность сделать туризм приоритетной отраслью экономики, причем не только на бумаге. Структурно программа должна соответствовать федеральной и состоит из нескольких основных направлений:
государственное управление по развитию туризма;
нормативно-правовое обеспечение туристской отрасли;
организация информационного и рекламного продвижения региональных туристических продуктов;
инвестиции в индустрию туризма;
развитие туристической инфраструктуры;
развитие курортного комплекса;
развитие различных видов туризма - экологического, круизного, рыболовно-охотничьего, спортивно-оздоровительного, межрегионального и международного, культурно-познавательного.
Запланированных мер недостаточно для того, чтобы в рамках программы регулировать налогообложение туристических компаний как владельцев малого бизнеса и применять специальные налоговые режимы для туристических компаний, которые развивают полезные виды туризма, осуществлять передачу земель и водных ресурсов для развития рыболовного и охотничьего туризма на законных основаниях, повышать ответственность туристических компаний и туристов за развитие рыболовства и охотничьего туризма на законных основаниях. Определить ущерб, нанесенный туристическим ресурсам региона.
Адекватная оценка эффективности региональных программ имеет смысл только при использовании системного подхода: все используемые показатели ожидаемой эффективности должны быть надежными и поддающимися проверке, приоритеты расходов должны быть четко определены, соотношение целей и результатов должно контролироваться. Все это необходимо для того, чтобы полученные оценки эффективности госпрограммы не носили чисто декларативного характера. Поэтому применение системного подхода невозможно без присутствия государственных органов, ответственных за выполнение той или иной программы на разных этапах реализации.
Однако даже применение системного подхода не позволяет дать абсолютно точный ответ на вопрос об эффективности региональной целевой программы. Конечно, при реализации различных государственных программ есть ряд косвенных результатов, которые невозможно проанализировать в полном объеме, поскольку затраты на этот анализ довольно велики по сравнению с пользой и необходимостью этой информации.
Достоверную оценку эффективности региональной целевой программы можно получить, если эта программа предназначена для выполнения простой задачи в короткие сроки при строгом соблюдении программных целей и участии в программе государственных организаций. Однако в большинстве случаев региональные целевые программы не носят точечного характера, а, наоборот, направлены на реализацию достаточно масштабных мероприятий. Такого рода программы могут включать фундаментальные исследования, социальную деятельность, направленную на решение стратегических задач, и так далее. Кроме того, такие программы, как правило, характеризуются большим количеством независимых участников, преследующих свои собственные цели. В этом случае целевая программа выступает скорее как механизм стимулирования, ее результаты опосредованы, и ответственность за ее реализацию не может быть полностью возложена на ее куратора. Все это крайне затрудняет оценку эффективности такой программы.
2. Реализация региональных программ
В Москве реализуется ряд туристических проектов, основанных на текущей программе и программах прошлых лет: «Пространство Москвы», Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», «Московские сезоны», «Рождественское путешествие», «Широкая масленица». Невозможно перечислить все проекты и мероприятия, которые реализуются сегодня в Москве в сфере туризма, и нет смысла их цитировать. Важно отметить, что Программа развития туризма является основой поддержки и развития внутреннего и въездного туризма в регионе, и без нее реализация многих инновационных идей была бы просто невозможна.
В Санкт-Петербурге действует государственная программа »Развитие культурно-туристического сектора Санкт-Петербурга». Как следует из названия, программа предполагает развитие туризма, связанного с культурой и историко-культурным наследием, что вполне соответствует содержанию Государственной программы «Развитие культуры и туризма» Документ также содержит несколько подпрограмм: «Наследие», «Искусство», «Образ Санкт-Петербурга», «Образование».
По официальным данным, Санкт-Петербург ежегодно посещают около 7 миллионов человек, в том числе около 3 миллионов иностранных туристов.
Показать больше