Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 1.
Особенности сознания как специфической для человека формы психики.
Сознание с физиологической точки зрения, будучи внутренней системой, объективно, материально, а с психологической точки зрения (внешней системы) – субъективно и идеально. Внешняя (первичная) система – объективный мир, общество и природа в сознании, а внутренняя (вторичная) – это психофизиологические процессы. Если внешние факторы определяют сущность сознания, то психофизиологическими процессами обусловливаются все психические явления (чувства, мысли, эмоции, восприятия, воображение, память, представления и др.). Все содержание сознания находится в этих психологических формах. И, как правило, сознание не переходит границы психологических процессов [5, с. 78].
Факторы происхождения сознания
1. Внешняя предметная духовность.
О природных, социальных и духовных явлениях в сознании говорят чувственные и понятийные образы. Эти образы не имеют ничего общего с вещественно-субстратными явлениями, однако они отображаются в сознании и несут информацию в себе об их сущности, внешней стороне.
2. Социокультурная среда.
Накопленные обществом эстетически-этические установки, социально-правовые нормы, знание, общие понятия; способы, средства и виды познавательной деятельности.
3. Духовный мир человека в глобальном смысле.
Определенный опыт человека, его переживания, способность переосмысления своего прошлого, конструирования своего будущего [9, с. 83].
4. Мозг как макроструктурная природная система.
Связь нейронов, которая на клеточно-тканевом уровне организованной материи осуществляет общие функции сознания. Помимо условно-рефлекторной деятельности мозга, на состояние сознания воздействует его биохимическая реакция.
Прослеживается взаимосвязь между этими источниками сознания. При этом через внутренний мир индивида преломляются внешние источники. Далеко не все, что идет извне (от общества), содержится в сознании.
Теперь можно утверждать, что источником сознания является вовсе не мозг и не идея, а отражаемый предметный мир. А бытием определяются взаимоотношения объекта и субъекта, предмета и сознания.
Сознание индивида определяется его реальным образом жизни, бытием.
А с помощью мозга человека обеспечивается его адекватное отражение действительности, внешнего мира.
А субъективная и объективная реальность является источником сознания, и эта реальность отражается человеком высокоорганизованным материальным субстратом – головным мозгом.
Функции сознания – свойства, превращая сознания в орудие, инструмент познания, действия, общения. А орудие является средством для действия.
Главной функцией сознания является вбирание знаний о природе, человеке, обществе.
Итак, функциями сознания являются:
1. Отражательная функция.
Это самая глобальная всеобъемлющая функция. Но в отражении имеются различные стороны, которые обладают своей спецификой и связью с этой спецификой других, более специальных функций. Эта функция сознания определяет отношения между человеком и окружающей его действительностью.
2. Сознание как отношение между объектом и субъектом.
Оно свойственно только лишь человеку, так как животные не имеют субъективную сторону отношения. Животное является непосредственно тождественным со своей жизнедеятельностью существом. Оно и является жизнедеятельностью. У человека же происходит иной процесс: его жизнедеятельность – предмет своей воли и сознания. Жизнедеятельность человека – сознательная [7, с. 64].
3. Творческая функция сознания.
В широком смысле, это активное преобразование, изменение окружающей действительности человека. Изменение внешнего мира животных, растений, микроорганизмов является уже фактом их жизнедеятельности. Их изменение не считается творчеством, так как не имеет сознательных постановок целей. Суть творческой деятельности, как и всей практики в целом, заключается не только в отражении, но и в указанном отношении, так как должно происходить осознанное отделение от объекта. В понятии отражения происходит фиксация воздействия объекта на субъект, а в понятии отношения происходит обратное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и всякая практика человека, не сопоставимо с отражением как сутью психического процесса. Творчество – это сознательный акт, момент перехода отражения к практике. Отражение в творческом сознании означает созидаемый человеком образ, который отличается от образа окружающей действительности. Это образ созданного не природой, а человеком.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Аллахвердов В. М., Порог осознания как эмпирическая данность и как логическая неизбежность // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 6. — С. 14-18
2) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
3) Борегар М., Войны мозга : научные споры вокруг разума и сознания. — Москва : Эксмо, 2020.
4) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361-365
5) Иванов Д. В., Натурализм и нормативность сознания // Вопросы философии. — 2022. — № 1. — С. 78-85
6) Калина Н.Ф. Психология личности.- Электрон. текстовые данные.- М.: Академический Проект, 2020.
7) Корсакова Н. К., Сознание и память: иерархия или паритет? : (нейропсихологическое исследование) // Вопросы психологии. — 2021. — № 2. — С. 64-66
8) Леонова А. Б., Психологические науки о труде и трудящихся в Московском университете - к 50-летию кафедры психологии труда и инженерной психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2021. — № 2. — С. 4-6
9) Попов Л. М., Истоки когнитивно-поведенческой психологии в работе В. М. Бехтерева "Сознание и его границы" // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 1. — С. 83-85
10) Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни. - СПб : Питер, 2021.
11) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
12) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961.