Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Теории / модели порождения речевого высказывания
Рассмотрим краткое описание каждой групп моделей порождения речевого высказывания:
• Стохастические модели порождения речи.
• Модели непосредственно составляющих (НС).
• Модели на основе трансформационной грамматики.
• Когнитивные модели.
• Психолингвистическая теория порождения речи, разработанная в Московской психолингвистической школе.
1. Стохастические модели – модели вероятностные, т. е. «множество элементов сообщения может быть представлено при помощи распределения вероятностей».
Среди разнообразных стохастических ПЛ моделей можно выделить и грамматики с ограниченным числом состояний. Грамматика с ограниченным числом состояний представляет собой модель, где основным элементом является грамматический класс (например, определенная часть речи), и определяется взаимосвязь между последовательно появляющимися грамматическими классами. Эта взаимосвязь может быть не обязательно вероятностной природы, и сама модель не обязательно является стохастической.
Давайте рассмотрим более подробно классическую модель порождения, известную как "осгудовская", где вероятностный принцип также играет значительную роль. Согласно концепции Чарльза Осгуда, порождение происходит параллельно на нескольких уровнях в соответствии с определенными закономерностями каждого из этих уровней. При этом закономерности распределения элементов на более высоком уровне учитывают закономерности распределения элементов на более низких уровнях.
На высшем уровне мотивации находится предложение как основная единица.
На втором уровне, который является семантическим, основной единицей является функциональный класс при кодировании и ядро или "нуклеус" при декодировании. Функциональный класс соотносится с тем, что Л. В. Щерба называл "синтагмой" в своих более поздних работах и "фразой" в ранних трудах. Он определяется как простейшие элементы связной речи, которые представляют собой единые и неразлагаемые представления в момент речи. Ядро соотносится с основой слова согласно русской грамматической традиции, то есть это словоформа без флексии. В своих работах А. А. Леонтьев часто использует пример: "Талантливый художник пишет интересную картину". Если мы представим эту фразу как единицы кодирования - функциональные классы, то получим: "Талантливый художник - пишет - интересную картину". Если разделить эту же фразу на ядра (нуклеусы), то получим: "Талантлив-ый-художник-пи-шет-интересн-ую-картин-у".
Третий уровень – уровень последовательностей, основная единица – фонетическое слово.
Четвертый уровень – интеграционный, основная единица – слог (при кодировании) и фонема (при декодировании).
2. Модели непосредственно составляющих. Согласно данной модели, операция деривации заключается в замене более крупной единицы двумя более мелкими компонентами, которые составляют её. В результате этих последовательных замен образуется окончательное предложение, которое является "терминальной цепочкой". Происхождение каждой цепочки может быть изображено с помощью математического графа – «дерева непосредственных составляющих» (см. сх.).
Схема
Дерево непосредственных составляющих
(предложение)
именная группа группа сказуемого
определение определяемое глагол именная группа
определение определяемое
талантливый художник пишет интересную картину
3. Модели на основе трансформационной грамматики.
Существует множество исследований о трансформационной грамматике, поэтому мы не будем углубляться в эту тему. Напомним лишь, что модель Н. Хомского состоит из четырех основных компонентов:
1. Синтаксический компонент;
2. Семантический компонент, включающий две составляющие:
а) лексикон (содержит грамматическую, генеративную и семантическую информацию, отвечающую за значение);
б) правила соотнесения лексических единиц с грамматической структурой, то есть проекционные правила;
3. Фонологический компонент, который интерпретирует результаты работы синтаксического компонента на поверхностном уровне, основываясь на идеях дифференциальных фонетических признаков Якобсона-Халле;
4. Прагматический компонент – здесь учитываются правила соотнесения грамматической структуры с контекстом (ситуацией), однако этот аспект уже не акцентируется в литературе семидесятых годов.
4. Когнитивные модели. По концепции И. Шлезингера, порождение предложений основано на системе простейших семантических пар. Например, фраза "У Мэри был маленький ягненок" отражает отношение "владелец"-"имущество" (посессивные отношения), где "ягненок" ассоциируется с понятием маленького размера. Эти важные характеристики (посессивные отношения и связь между объектом и его размером) Шлезингер называет "протовербальными элементами". К ним применяются четыре типа правил для создания предложений:
1. Реляционные правила, определяющие грамматические и фонологические особенности каждого протовербального элемента;
2. Правила лексикализации, выбирающие подходящие лексемы;
3. Правила согласования;
4. Интонационные правила.
В 80-е годы Ч. Осгуд создал модель, которую он назвал «абстрактной грамматикой языковой активности». Суть этой концепции сводится к тому, что процесс речепорождения напрямую связан с неязыковыми (когнитивными) факторами, в частности, с непосредственно воспринимаемыми актантами (участниками описываемой ситуации). Первичной последовательностью компонентов высказывания является «субъект – объект – предикат».
5. Психолингвистическая теория порождения речи по Московской психолингвистической школе (МПЛШ). Взгляды МПЛШ восходят к взглядам Л. С. Выготского и к концепции деятельности А. Н. Леонтьева. Непосредственные предшественники МПЛШ – А. Р. Лурия и Н. И. Жинкин.
Основные взгляды А. Р. Лурии изложены в его трудах «Основные проблемы психолингвистики» (1975), «Речь и мышление» (1975), «Язык и сознание» (1979). Вкратце представим важнейшие идеи ученого.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бородай, С. Ю. Язык и познание: Введение в пострелятивизм / С. Ю. Бородай; отв. ред. В. А. Лекторский, А. В. Смирнов. - Москва: ООО «Садра»: Издательский Дом ЯСК, 2019. – 800 с.
2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное / Т. Г. Визель. — Москва : Издательство АСТ, 2021. – 544 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт – Петербург : Питер, 2021. – 432 с.
4. Гендерные аспекты языка, сознания и коммуникации: коллективная. монография / Анков А. А., Вепрева И. Т., Гаранович М. В., Гриценко Е. С., Данилевская Н. В., Долешаль Урсула, Ерофеева Т. И., Кирилина А. В., Нор-цева А. А., Обухова И. А., Пермякова Е. Г., Рудакова А. В., Стернин И. А., Сюй Шаньпань, Федорова Л. Л., Черноусова А. С., Черных О. Ю. / Научные редакторы д-р филол, наук, профессор А. В. Кирилина; канд, филол, наук, доцент М. В. Таранович; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Москва : Издательский Дом ЯСК, 2022. – 400 с.
5. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций / В. П. Глухов. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 136 с.
6. Глухов, В. П. Практикум по психолингвистике : учебное пособие / В. П. Глухов. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. – 180 с.
7. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Москва : Эксмо, 2015. – 288 с.
8. Кирьянов А. П. Детская речь: функционально-семантическая категория взаимности в онтогенезе [Электронный ресурс] : монография / А. П. Кирьянов, В. К. Радзиховская. - Москва : ФЛИНТА, 2017. — 88 с.
9. Любичева, Е. В. Основы психолингвистики : учебное пособие / Е. В. Любичева, Л. И. Болдырева. - Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2012. – 92 с.
10. Психолингвистика : учебное пособие (курс лекций) / составители Г. Н
Козловская. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университе 2019. –144 c.
11. Психолингвистика : учебник для вузов / И. В. Королева, В. И. Лубовский, Е Е. Ляксо [и др.] ; под редакцией Т. Н. Ушаковой. - 2-е изд. - Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 416 с.
12. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. – Москва : ПЕР СЭ; Логос, 2004. — 319 с.
13. Салихова, Э. А. Основы пеихолингвистики [Электронный ресурс] : учебное пособие / Э. А. Салихова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 103 с.
14. Слобин Дэн, Цшн Джудит Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Дж. Грин: Пер с англ. / Под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. Изд. 4-е, стереотипное. — Москва : КомКнига, 2006. — 352 с.
15. Сознание. Язык. Мозг. Коллективная монография / Под ред. Е. Ф. Тарасова, И. В. Журавлева. – Москва : Институт языкознания РАН, 2020. – 180 с.
16. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова ; под редакцией А. Л. Журавлева. - 2-е изд. - Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 524 с.
17. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Р. М Фрумкина. –– Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
18. Яковлев, А.А. Методологические вопросы изучения языковой картины мира и языкового сознания : монография / А. А. Яковлев. — Красноярск: Сиб. федер. ун-г, 2019. — 216 с.
1. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. — М. : Высшая школа, 2005. — 351 с.
2. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. — М. : Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 382 с.
3. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та. – 253 с.
4. Мещерякова, А. И. Теория развития и обучения слепоглухих детей / А. И. Мещерякова. — http://www.twirpx.com/file/1090043/ (дата обращения : 23.02.2024).
5. Пищальникова, В.А. Общее языкознание. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. – 240 с.
6. Тарасов, Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира : сборник статей ; отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М., 2000. — С. 24.
7. Lavigne F., Vitu F. The influence of semantic context on initial eye landing sites in words // Acta psychologica. – Amsterdam, 2000. – N 104. – P. 191–214.
8. Ramus F. Language discrimination by newborns: Teasing apart phonotactic, rhythmic, and intonational cues // Annual review of language acquisition 2. 2012. – P. 412–436.
9. Tsur R. Aspects of cognitive poetics // Cognitive stylistics: Lang. a. cognition in text analysis. – Amsterdam; Philadelphia, 2003. – P. 279–318.