Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. На основе анализа норм действующего российского законодательства дайте понятие иностранного гражданина, определите основные категории иностранцев, находящихся на территории нашей страны, и охарактеризуйте их правовой статус
В соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранный гражданин – это лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, но проживающее или находящееся на территории России в течение определенного времени. Иностранные граждане могут временно находиться на территории России по визе, виде на жительство или другим разрешительным документам.
Различают следующие категории иностранных граждан:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.
Временно пребывающим в РФ иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Россию по визе или в случаях безвизового посещения, но такой гражданин должен получить миграционную карту. Вид на жительство или разрешение временного проживания ему не в таком случае не предоставляется. Временно пребывающий иностранный гражданин может находится в России в течение срока действия выданной ему визы. В том случае, если он в Россию прибыл в порядке, который получения визы не предусматривает, то срок его временного пребывания не может быть более 90 дней 1, с. 79.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина может быть продлен в случае заключения трудового договора либо договора гражданско-правового характера и получившего разрешение на работу. Однако такое продление не может быть более чем на 1 год.
Стоит отметить, что такие ограничения срока временного пребывания не распространяется на тех иностранных граждан, которые привлечены в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, которые осуществляют у физических лиц трудовую деятельность.
В соответствии с ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Высококвалифицированный иностранный специалист - это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, достижения или навыки в какой-либо деятельности, при этом условия привлечения его в Россию к труду предполагает получение им заработной платы в размере 2 000 000 руб. за один календарный год. Его уровень квалификации работодатель(заказчик) оценивает самостоятельно и несёт соответствующие риски.
Безвизовый режим в РФ действует для граждан: Армении, Беларуси, Молдовы, Украины, Азербайджана, Аргентина, Венесуэла, Таиланд, а также ряда других стран.
Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание. Разрешение выдается на три года и оформляется в виде штампа в документе, удостоверяющий личность иностранного гражданина. Иностранные граждане, временно проживающие в РФ, не имеют права самостоятельно изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или выбирать место проживания за пределами определённого субъекта РФ.
Постоянно проживающим в РФ является иностранный гражданин, который получил вид на жительство, выдающимся на пять лет. Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не нужна; миграционная карта при этом не обязательна.
Как и права российских граждан, права иностранных граждан закреплены и регламентируется согласно Конституции РФ, а именно в ст.62 ст.4 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Нормы ст.4 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» напрямую взаимодействуют с нормой, содержащейся в ст.62 Конституции РФ, закрепляющая, что иностранные граждане в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением установленных федеральным законом или международным договором РФ случаев.
Таким образом, устанавливается «национальный режим», согласно которому иностранных граждан приравнивает их к российским гражданам в отношении прав и обязанностей. Следует отметить, что правовое положение иностранных граждан неодинаково, например, права и свободы беженцев и гражданам обладающими иммунитетами будут отличаться.
На территории России иностранцы должны соблюдать законодательство, действующее на территории страны, но, являясь гражданином другого государства, сохранять с ним правовую связь 2, с. 80.
Таким образом, на иностранного гражданина не возлагаются следующие обязанности российских граждан: обязанность несения военной службы, также права, принадлежащие только гражданам РФ, право быть избранным или назначенным на государственные должности и др.
Права каждого иностранного гражданина на свободу и личную неприкосновенность, а также на защиту в суде при задержании относятся к нормам международного права и общепризнанным принципам, являющиеся частью состава правовой системы РФ, если обращаться к ч.4 ст.15 Конституции РФ. В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Получившее политическое убежище лицо на территории России пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, которые преследуются за политические убеждения, а также за действия, которые не признаются в Российской Федерации преступлением.
Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию закреплён и регламентируется ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ Согласно ФЗ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
2. Федеральный закон от 15.08.96 N 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
3. Федеральный закон от 18 июня 2006 г.№109-ФЗ (ред. от 30.01.2023) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О воинской обязанности и военной службе» (дата обращения 20.02.2024)
6. Балашова Т. Н. Миграция в современной России (конституционно-правовой анализ). Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина. 2020
7. Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2008/115/ЕС от 16 декабря 2008 г. «Об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах для возврата незаконно пребывающих граждан третьих стран» // URL://http:// www.conventions.ru/view_base.php?id=8080 (дата обращения 20.02.2024)
8. Как пандемия повлияла на миграцию и мигрантов: неутешительный доклад ОЭСР // URL:// https://www.dw.com/ru/kak-pandemija-povlijala-namigraciju-i-migrantov-doklad-ojesr/a-55318321 (дата обращения 20.02.2024)
9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 24 июня 2013 г.) (вместе с «Протоколом № 1» (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4» об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163 (дата обращения 20.02.2024)
10. Переплеснина Е. М. Теоретические основы и формы применения международного права в судах Российской Федерации при защите прав и свобод человека. М.: Юрист, 2019.
11. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 07.12.2020)
12. Соглашения о сотрудничестве государств– участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. // URL://https://docs.cntd.ru/document/8313634. (дата обращения 20.02.2024)
13. Столярова З. Н., Сабурова А. А. Международные соглашения о реадмиссии как правовой механизм противодействия незаконной миграции в Российской Федерации // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2020. № 6–2.