Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время приоритетное место в науке о человеке занимает проблема общения. Ее исследуют философы, социологи, психологи, педагоги, психиатры и представители других научных областей. Исследование дружбы позволяет глубже понять ее социальные истоки и тенденции развития.
Дружба – это положительные интимные взаимоотношения, которые основываются на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, преобладает искреннее желание доставить приятное товарищу.
Еще в античные времена о дружбе рассуждали Демокрит, Эпикур, Аристотель. В психологии исследование данного понятия началось в конце XIX в. Изучением дружбы занимались такие ученые, как Г. Зиммель, Фердинанд. Тённис, В. Лоссенков и И. Кон.
К возрасту 11–13 лет дружба «за что-то» перерастает в дружбу «потому что». Подростки делятся мыслями, тревогами и идеями. Появляются секреты, которые уже нельзя открывать всем подряд, устанавливается особая, интимная связь. Она характеризуется эмоциональной близостью, несмотря на разногласия и различия, расстояния становятся не так важны — друг всё равно долгое время остается другом.
Родители часто критикуют своих детей-подростков, говоря: «Твоя главная задача - учиться!» Это совсем не так. На самом деле, исследователи возрастной психологии заявляют, что в подростковом возрасте познавательная и учебная активность у детей снижается, и на первый план выходит формирование собственной Я-концепции, самостоятельность, умение отстаивать свои границы. В этом возрасте дружба становится одной из главных сфер жизни, в которой сосредоточены все интересы подростка.
Проблема формирования дружеского взаимодействия среди школьников становится центральной для профессионально педагогической деятельности, так как умение выстраивать межличностные отношения в классе со сверстниками является одной из составляющих школьного успеха. Особенно остро взаимоотношения с товарищами переживаются в подростковом возрасте. Любое нарушение в этой сфере, действительная или мнимая потеря привычного положения воспринимаются подростком трагично. Поэтому своевременная психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений очень важна.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию дружеских отношений учащихся седьмых классов и формированию позитивных межличностных отношений в детском коллективе.
Задачи:
1. Формировать у подростков потребность в использовании коммуникативных навыков общения друг с другом;
2. Расширять представление о средствах и способах успешного общения, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях;
3. Закреплять навыки успешной коммуникации: умение слушать и слышать собеседника, договариваться, уступать, построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Программа состоит из 5 блоков:
1. Знакомство. Накопление согласий.
2. Поиск общих и совпадающих интересов.
3. Принятие качеств и принципов общения.
4. Выяснение качеств, опасных для общения. Побуждение к изменениям.
5. Эффективное сотрудничество.
Структура каждого занятия строится по следующей схеме:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Алмазова О. Дружба у подростков: почему она важнее учебы// Skillbox. URL: https://skillbox.ru/media/growth/teen-friendship/ (Дата обращения 25.02.2024).
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками// Питер. – 2002. - № 3. – 272с.
3. Мустафина А.А., Мокшина Н.Г. Теоретическое изучение проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков// Актуальные вопросы современной науки. – 2018. – № 3. – С. 56-60.
4. Рождественская Н.А., Мамонова А.М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях// Вестник московского университета. – 2010. - № 1. – С. 110-116.
5. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов — «Питер», 2011.
6. Шаган Е.Н. Формирование конфликтоустойчивости у подростков на занятиях тренинга в школе: Автореф. дис.канд.пед.наук. – Калининград.: 2006. – 22с.
7. Ярыгина И.И. Тренинг как форма профилактики интернет-зависимости подростков//Гаудемаус. – 2019. - № 39. – С. 83-89.