Фрагмент для ознакомления
2
Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного общества. В современной России происходит постоянная миграция населения, слияние национальностей, поэтому очень актуален вопрос сосуществования различных наций в условиях соседства по месту проживания, обучения и прочего. Россия является поликультурной, полиэтнической и полирелигиозной страной. Данные характеристики охватывают все сферы общественной жизни, это касается и образовательной среды. Наличие такой среды является условием формирования толерантности и в дошкольной образовательной организации.
Решение поставленных перед образовательными учреждениями задач требует создания таких условий, которые позволяли бы детям постигать культурные ценности, традиции, нормы, обычаи и образцы поведения своего и других народов, а также получить позитивный опыт межкультурного общения и взаимодействия. Создание эффективной социальной среды для развития у подрастающих поколений интернациональных чувств и навыков поведения является задачей семьи, образовательных учреждений, общества и государства.
Важным является стимулирование внутреннего, духовного роста, воспитание уважения к старшему поколению, формирование ценностных ориентиров детей. Ценностные ориентиры определяются многими учеными как моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности. Таким образом, в современной педагогической науке и практике прослеживается противоречие между острой потребностью в технологиях воспитания положительного отношения к людям других национальностей у детей, методического сопровождения данного процесса и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий сопровождения образовательного процесса в данном направлении.
1. Сущность понятия положительного отношения к людям других национальностей в дошкольной педагогике
Психологическими особенностями толерантных взаимоотношений старших дошкольников будет являться то, что обычно дошкольники не вступают в конфликтные отношения с людьми других национальностей, однако замечены проявления такого отношения как осмеяние, передразнивание, опасения по отношению к сверстникам другой национальности. Также в формировании толерантных взаимоотношений значимым для ребенка выступает воспитатель, так как именно он оказывает существенное влияние на взаимоотношения дошкольников, они воспринимают сверстников с позиции воспитателя.
В дошкольные годы закладываются и формируются основы социальной зрелости - компетентности ребенка, определяется траектория его дальнейшего развития и успешной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни. Поэтому важная роль в системе дошкольного образования отводится формированию необходимых для этого возраста социокультурных навыков (первоначально в рамках детского коллектива, позднее за его пределом), которые способствуют эффективной социализации детей в многонациональной среде. В свою очередь, группа детского сада рассматривается как первичный поликультурный детский коллектив, в котором формируются определенные взаимоотношения между детьми.
В процессе реальной коммуникации и повышения опыта социального взаимодействия с представителями разных национальностей, дети постепенно открывают для себя сходство и отличие от других людей.
Поэтому в практике работы дошкольных образовательных учреждений стоит задача ознакомления дошкольников с разнообразными этническими культурами и обучение детей умению жить и функционировать в детском коллективе, в социуме, в котором возникают новые сложные культурные конгломераты, а также формируется и совершенствуется потребность во взаимодействии с окружающими, что является основой самого общения и культуры межнациональной коммуникации.
Коммуникация (лат.- делаю общим, связываю, общаюсь) – это сообщение, передача информации средствами языка, речевая (вербальная) или другим знаковым системам (невербальная) в процессе межличностного общения [9, с. 54].
В дошкольной педагогике широко распространена и используется позиция М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, сущность которой заключается в том, что такие дефиниции как «общение», «коммуникация», «речевая деятельность» и «коммуникативная деятельность» схожи по своим определениям и рассматриваются как идентичные понятия.
М.И. Лисина рассматривает коммуникацию как процесс взаимодействия двух (и более) людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер
Межличностная коммуникация ребенка в первые семь лет жизни формирует и все его остальные личностные образования: отношение к себе (А. Запорожец, М. Лисина, Е. Савонько, Р. Стеркина), к другим людям (Х. Бедельбаева, Е. Смирнова), а также к предметной деятельности (С. Корницкая, Т. Сорокина). Коммуникация (общение) совместно с ведущей деятельностью выступают как главные факторы, определяющие содержание и характер отношений всех трех видов. Отношение ребенка к взрослому в дошкольные годы выступает как наиболее важная линия, во многом обуславливающая развитие отношений к окружающим людям (в том числе к сверстникам) и предметной деятельности.
В широком смысле межнациональная или межкультурная коммуникация является видом социального общения, обусловленного основными сферами взаимодействия народов - экономикой, политикой, наукой, культурой, языком, в узком смысле рассматривается как межличностные отношения между представителями других этнокультур, которые также возникают в различных сферах общения - трудовом, семейно-бытовом, а также соседском, дружеском и других видах неформального общения [4, с. 6].
Развитие межкультурной коммуникации у дошкольников напрямую зависит от характера взаимоотношений, которые образуются между детьми в детском дошкольном коллективе, как в рамках групп образовательных организаций, так и за пределами таковых.
С четырехлетнего возраста у детей начинают формироваться первичные отношения к людям других национальностей, это связано с расширением знаний о многонациональном населении нашей планеты. И чем больше они знают, тем сильнее у детей проявляется интерес к жизни окружающий людей, к особенностям их культуры, быта, традиций, возникает желание поддерживать дружеские взаимоотношения, освоить язык, особенно ярко это проявляется в конце дошкольного начале младшего школьного возрастов.
Дошкольный возраст представляет особое значение и содержит огромный потенциал в сфере формирования эмоционально-позитивных межличностных отношений к людям других национальностей, представителям этногрупп. К основным психологическим новообразованиям данного периода относят развитие и становление всех процессов познавательной деятельности; осознание своих личностных трансформаций, рефлексия, взгляд на самого себя; формирование системы личностных взаимоотношений с людьми. Дети в данном возрастном периоде уже способны брать на себя ответственность за свои действия и поступки, в том числе нести ответственность за отношение к окружающим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер. 2008. – 398 с.
2. Бондаренко, М. А. Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников / М. А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. — С. 199-205.
3. Бурдина Г.И. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) / Г.И. Бурдина // Науковедение. 2014. Вып. 2. С. 1 – 9.
4. Бурдина Г.Ю., Панкова Е.С. Этикет как средство развития межличностных отношений четвероклассников // Самарский научный вестник. 2013. №1 (2). С. 14-17.
5. Бурдина, Г. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) / Г. Бурдина // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - N 2 (21). С. 152.
6. Валеев, А. М. Использование народных подвижных игр в формировании толерантности школьников / А. М. Валеев // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2015. — № 3 (16). — С. 157-158.
7. Вульфов, Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства [Текст] / Б. З. Вульфов // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. – 2002. – № 6. – С. 3-10.
8. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б. С. Гершунский // Педагогика. – 2002. - №7. - С. 3-12.
9. Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности… автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Санкт-Петербург, 2009. – 28 с.
10. Комогоров, П. Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена [Текст] / П.Ф. Комогоров // Образование и наука. - 2000. – № 1. – С. 32-38.
11. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ [Текст] / Н.М. Лебедева // Идентичность и толерантность. - М., 2002. – С.10-34.
12. Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа, – 2011. – №4. – С. 4-
13. Почебут, Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности: учеб. пособие [Текст] / Л. Г. Почебут. — СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2005. — 279 с.
14. Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / Рожков, М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 191 с.
15. Степанов, П. В. Феномен толерантности [Текст] / П. В. Степанов // Классный руководитель. – 2004. – № 4. – С. 11-12.24-133.
16. Тишков, В. А. Очерки теории и политики этничности в России [Текст] / В. А. Тишков. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. – 532 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.