Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Истоки современной психологической науки мы находим именно в античном периоде, когда начала зарождаться мысль о необходимости лечения душ говорением, то есть беседами.
Жизнь человека – это звено в бытии окружающего его природного мира. Как и все живое человек не является самодавлеющим, независимым от природной среды объектом. Само человеческое общество возникло в результате длительной эволюции природы. Общественная жизнь представляет собой высшую социальную форму движения материю.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Отрасли современной психологии. Место психологии в системе наук о человеке.
2. Развитие когнитивной сферы дошкольников
3. Подростки «группы риска» и методы работы с ними.
4. Классификации речевых нарушений.
5. Особенности восприятия людьми
1. ВОПРОС
1 Отрасли современной психологии. Место психологии в системе наук о человеке.
Условно пространство психологии разделяют на следующие основные отрасли:
1) социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей), психологическую совместимость людей;
2) детская психология - изучает особенности формирование и этапы развития психической деятельности в процессе взросления реб енка;
3) педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания, занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, используя при этом открытия когнитивных психологов и теоретиков, занимающихся исследованием процессов обучения;
4) психофизиология - изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, стараясь определить связь между ними и различными аспектами человеческой активности (мышлением, процессами запоминания, сном и т. д.);
5) нейропсихология - изучает роль отдельных элементов нервной системы, участвующих в развитии психических процессов, прослеживает изменения в психических процессах, которые возникают при локальных поражениях или раздражениях мозга;
6) психофармакология - изучает действие лекарственных веществ на поведение подопытных животных. После проведения бесчисленных испытаний и анализа полученных результатов то или иное вещ ество может быть передано для испытаний на людях;
7) зоопсихология - изучает психологию поведения различных видов животных, стараясь понять специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с животным миром;
8) юридическая психология - изучает и оказывает психологическую помощь при урегулировании взаимоотношений между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями, помогают судам назначать преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их возврату в общество;
9) военная психология - исследует способы совершенствования методов командования, укрепления связей между разными группами, изучает методы, внедрения в войска противника разведчиков;
10) спортивная психология - изучает психологические способы достижения максимальных спортивных результатов;
11) конфликтология - отрасль психологии, занимающаяся изучением конфликтов, причин и последствий их возникновения, а также методов их профилактики и разрешения;
12) инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
13) авиационная, космическая психология - анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
14) медицинская психология изучает - психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
15) психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности [3, с. 87].
Методы психологии как науки
Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа.
*Рисунок 1 - Методы исследования в психологии*
Методы - это совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.:Медецина 2007.
2) Выготский Л.С. Трудное детство // МедиаКнига, 2017. С. 11-15
3) Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. – 288 с.
4) Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней : учебник. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект : Трикста, 2020.
5) Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. 164 с
6) Кукс С.С., Проживальская Е.А., Нейман А.С. Детский сад – территория познавательного развития дошкольников//КАТЕГОРИЯ "СОЦИАЛЬНОГО" В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. Материалы 10-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022. С. 55-58
7) Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения /В.Д. Менделевич. - СПб. : Речь, 2009.
8) Тютюнник В.А., Хутиева О.А. Онтогенез речевого развития в раннем возрасте как основа речевых способностей дошкольников// ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / Сборник трудов по материалам X Международного конкурса научно-исследовательских работ (5 декабря 2022 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.2 / – Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2022. – С. 64-70
9) Рудаков Н. А. Девиантное поведение подростков как последствие ошибок в воспитании// НАУЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы XXXVIII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 143-150
10) Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения /Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2007. - № 4 (52). - С. 27-30