Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение неизменно ведет развитие, а также выступает в качестве источника развития. Обучение обязательно должно идти впереди развития. При этом важно ориентироваться вовсе не на то, что ребенок уже способен делать самостоятельно, а именно на то, что он сделать может при помощи, а также при непосредственным руководстве взрослого. В этом отношении Л.С. Выготский указывал, что необходимо ориентироваться именно на «зону ближайшего развития». В этом случае упорядоченные представления, верно сформированные у ребенка первые понятия, наконец, вовремя развитые у него мыслительные способности, являются залогом последующего успешного школьного обучения детей.
Многочисленные психологические исследования подтверждают, что в процессе обучения ребенка происходят те или иные качественные изменения непосредственно в психическом развитии ребенка. Важно с ранних лет не только детям сообщать готовые знания, но также и развивать у них умственные способности.
Для математического развития необходимо, чтобы все знания детям давались последовательно и систематически. Знания в сфере математики обязательно должны усложняться постепенным образом с учетом уровня развития детей и их возраста.
Математическое развитие дошкольников – это изменения в их познавательной сфере личности, происходящие в процессе формирования у детей элементарных математических представлений.
Формирование математических представлений представляет собой целенаправленный, а также организованный процесс осуществления передачи и усвоения детьми знаний, соответствующих приемов и способов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями.
1.Особенности, цели и задачи дидактических основ обучения дошкольников математики
Дидактические основы (или принципы) представляют собой руководящие положения, а также принципиальные закономерности, называющие определенную систему основных, исходных дидактических требований непосредственно к содержанию, процессу обучения, его методам, необходимым приемам, формам и средствам, и его организации.
Реализация общедидактических принципов в процессе организации занятий в условиях ДОО в период дошкольного возраста происходит закладывание основ знаний, которые ребенку необходимы в школе. Математика являет собой весьма непростую науку, которая способна вызвать некоторые сложности в период школьного обучения. Кроме этого, не все дети обладают склонность к математики и имеют математический склад ума. Именно по этой причине такое важное значение имеет обязательная оптимальная организация занятий при осуществлении математической подготовке дошкольников к обучению в школе [6, c. 12].
Важно указать, что математика как таковая является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, способствующим формированием его как познавательных, так и творческих способностей.
В этом отношении самым важным является привитие дошкольнику интерес к познанию.
Занятия для этого обязательно должны строиться с учетом именно всех общедидактических принципов, проходить в максимально увлекательной игровой форме.
Тем самым у дошкольников постепенно у пробуждается интерес непосредственно к самому предмету обучения.
Обучение дошкольников математике, также, как и практически любому учебному предмету, может являться достаточно эффективным средством для формирования личности, помогает достичь непосредственной цели – то есть сознательного и прочного усвоения ее содержания. Однако это реализуемо только в том случае, если в основу математического обучения положены будут определенные положения, напрямую вытекающие из основных закономерностей дидактики, которые подтверждены опытом обучения.
У дошкольников математические представления закрепляются, уточняются, а также расширяются в быту, в играх, на специальных занятиях с детьми, а также на прогулке [9, c. 17].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
2. Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 14-23.
3. Воронина, Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.
4. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтермар, З.А. Михайлова. – Москва: Академия, 2008. – 160 с.
5. Дубровина Н. Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду / Н. Дубровина. – URL: http://www.maam.ru/users/Jeneti (дата обращения: 29.02.2024).
6. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. – Москва: Просвещение, 2016. – 112 с.
7. Калинченко, А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике: формирование представлений о величине // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 2. – С. 11-14.
8. Лобан, Т.И. Теория и методика формирования элементарных математи-ческих представлений детей дошкольного возраста: краткий курс лекций / Т.И. Лобан. – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2017. – 81 с.
9. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / В.Ф. Петрова. – Казань: КФУ, 2013. – 203 с.
10. Солдатенко, К.Ю. Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие / К. Ю. Солдатенко. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. – 62 с.