Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе будут освещены следующие вопросы:
1. Основные направления зарубежной психологии: гешатльт психология.
2. Предпосылки личностного развития в раннем детстве. Кризис трех лет.
3. Структура и функции педагогического взаимодействия.
4. Особенности развития речи в онтогенезе: этапы. Нормы развития речи.
5. Теории мотивации и руководства людьми Дуглас Мак Грегора: теория X и теория Y.
В современной психотерапии гештальт-терапия активно применяется для лечения различных неврозов, помощи в личностном и карьерном росте, а также при проведении тренингов. Гештальт-терапия помогает сделать жизнь человека ярче и осмысленней, найти ответы на вопросы о своем существовании. Для многих гештальт-терапия уже стала образом жизни. Поэтому актуальным является является изучение основных понятий и сущности гештальт-психологии.
В раннем возрасте особенно важно уделять внимание здоровью и развитию ребенка. Детский период отличается уникальностью и неповторимостью. Поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития. Решение проблем успешного развития детей в раннем возрасте требует совместного использования знаний из разных областей, таких как лингвистика, медицина, психология, педагогика и др. Кризис трех лет также играет особую роль в личностном развитии ребенка, так как связан с взаимодействием ребенка и взрослого на новом этапе развития, что обуславливает актуальность изучения предпосылок личностного развития в раннем детстве.
В рамках модернизации системы образования, основным приоритетом является интерес к проблемам становления личности человека и педагога, их взаимодействия с окружающим миром. Педагогическое взаимодействие составляет основу образовательного процесса на любом уровне системы образования. Однако несоответствие частоты использования понятия "педагогическое взаимодействие" качеству его теоретической проработки остается проблемой, поэтому необходимо изучение подходов к структуре и функциям педагогического взаимодействия.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, так как она определяет уровень их развития. Нормальное развитие речи в онтогенезе проявляется через несколько стадий. Связная речь, как высшая форма речи мыслительной деятельности, играет важную роль в формировании личности ребенка, поэтому актуальным является изучение особенностей развития речи в онтогенезе.
Теории мотивации, особенно теория X и теория Y Д. МакГрегора, по-прежнему актуальны и важны для объяснения поведения людей и их достижений. Понимание мотивации помогает улучшать производительность, эффективность работы и качество жизни. В связи с изменениями в обществе и на рабочем месте, новые факторы мотивации требуют дополнительного изучения и адаптации теорий мотивации.
1. Основные направления зарубежной психологии: гешатльтпсихология
Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в Германии в начале 1920-х годов. Оно было основано М. Вертгеймером, В. Келером, К. Коффкой и К. Левиным.
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, составляющие психическое поле, и разрабатывала новые экспериментальные методы. В отличие от других психологических направлений, таких как психоанализ и бехевиоризм, которые кардинально пересмотрели предмет психологии, представители гештальтпсихологии продолжали считать, что предметом психологии является изучение содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности [15].
Тем не менее, гештальтпсихология существенно изменила прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы заключается в том, что основу психики составляют не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры – гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.
Сознание является основным объектом изучения гештальтпсихологии. Сознание понимается как динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Можно провести аналогию с гармонией организма человека, который работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из множества органов и систем [16].
Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
Метод познания гештальтов – наблюдение и описание содержания собственного восприятия. Восприятие идет не от ощущений, так как они не существуют в реальности, а отражает колебания давления воздуха, ощущения слуха.
Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики. Примером этого является огромное количество информации, получаемой человеком через зрение.
Мышление – это не набор навыков, сформированных через ошибки и попытки, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля и осознание инсайта в настоящем.
Принципы гештальта – законы организации визуальных элементов мозгом, определяющие восприятие окружающего мира. Они помогают понять, как мозг собирает отдельные элементы в целостные образы и формирует осмысленное восприятие.
1. Закон фигуры и фона утверждает, что мы воспринимаем фигуру как замкнутое целое, в то время как фон считаем чем-то непрерывным, расположенным позади фигуры.
2. Закон транспозиции предписывает нашей психике не реагировать на отдельные элементы, а сосредоточиться на их соотношениях. Элементы, имеющие схожие признаки, такие как близость или симметрия, могут быть объединены в целостный образ.
3. Закон прегнантности указывает на тенденцию воспроизводить самую простую и стабильную фигуру из всех возможных вариантов восприятия.
4. Закон константности говорит о нашей стремительности к постоянству. Мы предпочитаем видеть мир в неизменном состоянии и стремимся к сохранению привычного образа.
5. Закон близости подтверждает, что мы легче объединяем в целостный образ элементы, которые смежны во времени и пространстве, имеют схожие признаки.
6. Закон замыкания обращает внимание на нашу склонность заполнять пробелы в воспринимаемых фигурах. Когда мы сталкиваемся с непонятными образами, наш мозг активно трансформирует их, чтобы сделать их понятными для нас. Однако это может носить опасность, так как мы можем начать видеть то, чего нет на самом деле [16].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богин Г.И. Типология понимания текста. – М., 2002. – 164с.
2. Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. – 2004. – №4. – С. 52 – 63.
3. Габдрахманова Р.Г. Введение в педагогическую деятельность: Краткий конспект лекций. – Казань, 2013. – 86 с.
4. Галигузова Л.Н. Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка от рождения до трех лет / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: Университетская книга, 2009. – 315 с.
5. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов,1986. – 180с.
6. Какинская Т. Распределение ролей в подборе, наставничестве и адаптации персонала // Справочник по управлению персоналом. – 2021. – № 8. – С. 29 – 30.
7. Кнышов А.В. Теории X, Y И Z Дугласа Макгрегора как ключевые элементы развития системы знаний о мотивации персонала к труду // Экономические науки. – 2017. – № 7. – С. 33 – 38.
8. Князева А.С. Структурный состав педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // KANT. – 2018. – № 2(27). – С. 83 – 89.
9. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. – Минск, 2008. – 223 с.
10. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов.. – Минск : ФУ АИНФОРМ, 2003. – 312 с.
11. Кудрявцева Е.А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: автореферат дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2010. – 29 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
13. Леонтьев A.A. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
14. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2017. – 398 с.
15. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. – М.: Академия, 2004. – 544 с.
16. Петрунникова Р.В. Теоретические положения гештальтпсихологии / Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. – Минск.: Изд-во МИУ, 2009. – 160 с.
17. Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
18. Сиднева М. Познавательно – речевое развитие – дошкольное воспитание / М. Сиднева, Л. Тимофеева. – 2005 – №9. – С. 19-22.
19. Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Сост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 204 с.
20. Толмачева М.С. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях / М.С. Толмачева, Г.А. Мешкова // Успехи гуманитарных наук. – 2019. – № 2. – С. 6-14.
21. Шелдрейк Д. Дуглас МакГрегор и человеческая сторона предприятия: учеб. для вузов – М.: изд. Аспект Пресс, 2005. – 254 c.