Фрагмент для ознакомления
2
Древнегреческая философия возникает на рубеже 7-6 веков до н.э. Она представлена множеством школ, направлений и отдельных философов, однако всех их объединяет единая проблема, над которой и размышляли все эти мудрецы. Эта проблема – поиск субстанции.
Надо отметить, что в данном пункте возможна хронологическая путаница. Слово «субстанция» - латинского происхождения, поэтому часто возникают затруднения. На самом деле, само название «натурфилософия» также имеет латинский корень «natura» - природа. Разумеется, сами греки не употребляли ни одного, ни другого термина, такие названия всего лишь дань историко-философской традиции. Натурфилософия – это философия природы, и главным вопросом для нее был вопрос о сущности мира. То, что сейчас мы называем субстанцией, для греков было «архэ» - первоначалом. Само возникновение философии как особого способа мышления и мироощущения связано с постановкой вопроса нахождения единства, скрытого за внешним разнообразием. Единое и множественное, тождество и различие – вот те диалектические противоположности, сопоставление которых порождает философскую мысль как умение мыслить единство противоположностей. Отсюда вытекает главный вопрос натурфилософии – «из чего (состоит) все?».
Говоря об учении атомистов, следует обозначить еще одну проблему, иногда затрудняющую понимание этой концепции. Дело в том, что во многих источниках полностью отождествляются понятия «натурфилософы» и «досократики». Это в корне неверно. Античный атомизм является последней, завершающей стадией ранней натурфилософии. Ключевое слово здесь – ранней, поскольку представления об атомах и пустоте разделяли, скажем, Эпикур и Тит Лукреций Кар – философы эпохи эллинизма, жившие, разумеется, намного позже Сократа. Если же говорить конкретно об учении Левкиппа и Демокрита, то стоит отметить, что «”Досократиками” обычно называют греческих философов 6 – 5 в. до н.э., от Фалеса до Демокрита и атомистов (здесь уже начинаются хронологические странности, так как “досократик” Демокрит, по Аполлодору, родился через 10 лет после Сократа)» [Лебедев, 673].
Действительно, традиционно подчеркивается «сократический поворот к человеку», после которого вопрос «Что есть природа?» сменяется вопросом «Что есть истина?». Однако интерес к натурфилософии, то есть к космологии и, шире, онтологии в целом, разумеется, не исчезает из повестки дня. Категория бытия вводится в древнегреческий философский дискурс Парменидом, именно ему принадлежит резкое противопоставление бытия и небытия, а так же утверждение «Бытие есть, небытия нет». Как известно, для подтверждения идей своего учителя ученик Парменида Зенон создал свои знаменитые парадоксы, носящие название апорий. В них Зенон впервые обращается к проблеме бесконечного деления (на примере деления пространства) и показывает противоречивость выводов, следующих из этого допущения.
Темнее мене, хотя понятия «бытие» и «небытие» ранее не употребляются, они подразумеваются практически у всех философов. Первый письменный фрагмент философского текста, дошедший до нас, принадлежит представителю милетской школы Анаксимандру, знаменитое высказывание которого интерпретировалось огромным числом философов, среди которых были такие гиганты, как Ницше и Хайдеггер. Оставив в стороне различные тонкости перевода, в рамках нашей темы можно отметить, что строка «из чего же вещи берут свое происхождение, туда же гибель их ведет по необходимости» [цит. по Хайдеггер, с. 29] недвусмысленно указывает на две области, строго разграниченные друг с другом. Безусловно, это бытие и небытие, рождение и гибель. Не вдаваясь пока в подробности учения атомистов, которое будет достаточно полно рассмотрено во второй главе, отметим пока что лишь тот факт, что ранний греческий атомизм на самом деле был неразрывно связан со всей системой натурфилософских представлений того времени. В самых общих чертах отметим, что для Левкиппа и Демокрита мир предстает из мельчайших невидимых неделимых частиц – атомов. Они находятся в непрерывном движении, и их разделяет пустота. С точки зрения общей натурфилософской методологии атомисты, очевидно, принадлежат к первой традиции, берущей начало именно из высказывания Анаксимандра. Таким образом, атомизм оказывается тесно связанным с ионийской философией в лице одного из представителей милетской школы. Свойство неделимости, подчеркнутое Демокритом, показывает родство с элеатами. Апории «Ахиллес и черепаха» и «Дихотомия» исходят из бесконечной делимости пространства. Абсурдные выводы, следующие из этого допущения, очевидно, натолкнули атомистов на мысль о пределе деления.. Таким пределом для материи и стал атом. Также можно найти некоторое сходство в учении Демокрита с предшествующим ему Анаксагором, который утверждал, будто существуют гомеомерии – некие семена вещей, мельчайшие частицы, которые являются вечными и неизменными. В этих мельчайших частицах содержатся все возможные качества и свойства вещей, включая и противоположности, так что снег, по утверждению этого мыслителя, является черным. Таким образом, идея плюралистического (множественного) первоначала была, как пишет английский исследователь Дж. Томсон, «… предвосхищена Анаксагором… Заимствуя семена у Анаксагора, Левкипп из Милета утверждал, во-первых, что вселенная состоит из бесконечного количества частичек, из которых каждая обладает свойством парменидовского единого, и, во-вторых, что эти частички постоянно соединяются и разъединяются друг с другом в ходе своего движения в пустом пространстве». [Томсон, 296]. Главным отличием гомеомерий от атомов была их бесконечная делимость
Показать больше