Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В России XVII века произошла значительная реформа в церковной сфере, оказавшая влияние на Церковь и государство. Эти изменения ассоциируются с деятельностью патриарха Никона. Существует множество исследований, посвященных этому периоду, однако мнения исследователей различаются.
Актуальность работы состоит в нахождении причин существования разных точек зрения на авторство и воплощение в жизнь церковной реформы XVII века.
Цель работы – изучение исторического явления церковного раскола, причин его возникновения, а также различных точек зрения на его происхождения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить общепринятый взгляд на церковную реформу XVII века;
2. Изучить научный взгляд на церковную реформу, его постепенное формирование и развитие;
3. Изучить причины возникновения и распространения различных точек зрения на церковные преобразования.
Объект исследования – церковная реформа патриарха Никона.
Предмет исследования – церковный раскол как последствие церковная реформа патриарха Никона.
1 ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕФОРМУ ЦЕРКВИ XVII ВЕКА
В период после завершения Смутного времени, при царствовании Михаила и Алексея Романовых, в различные области русской жизни начали проникать новации из-за рубежа: шведский металл использовался для изготовления клинков, голландцы строили железоделательные заводы, дерзкие немецкие солдаты проходили маршем у стен Кремля, шотландский офицер обучал новобранцев русскому строю, иностранцы устраивали театральные представления. Некоторые жители России, включая даже детей царской семьи, начали экспериментировать с иностранными костюмами, создавая образы, похожие на те, что можно увидеть в Немецкой Слободе.
В XVII веке в Москве всё чаще обращались к «духовным учителям» из Греции, но не все общество одобряло их влияние из-за сомнений в их верности православию после унии с папой римским во Флоренции еще в 1439 году. Русские считали, что чистое православие существует лишь в их стране и опасались, что иностранные тенденции могут угрожать основам их жизни и веры. В 1648 году перед свадьбой царя Алексея возникли опасения, будто он станет слишком западнонастроенным, но несмотря на это, царь женился и преодолел некоторые общественные тревоги [3].
В это же время народ начал ощущать растущее напряжение из-за войны с Польшей за православных братьев на Украине и в Белоруссии. Победы на полях сражений вдохновляли, но война раздражала и разоряла страну, вызывая недовольство среди простолюдинов, которые начали бежать от военных действий. Мистическое напряжение, подозрительность и ожидание неизбежных перемен нарастали.
Именно в это время Никон, ставший в 1652 году патриархом и получивший от царя титул «избранный пастырь, наставник душ и тела, возлюбленный советник и спутник, светило, освещающее всю вселенную...», начал проводить церковные реформы, вызвавшие значительные изменения в православной церкви [5].
В наше время в церковной литературе, как и в церковных изданиях эпохи советского периода, мы нередко встречаем одни и те же точки зрения, выраженные в своем историческом или современном варианте. Это объясняется тем, что после поражения Русской Церкви в начале XX века, многие аспекты требуют обращения к представителям мирской научной общины или обращения к наследию царской России. Однако некритическое отношение к этому наследию порой ведет к созданию книг, содержащих утверждения, давно опровергнутые и ошибочные. В последнее время было опубликовано несколько юбилейных изданий, в создании которых участвовали как церковные, так и светские ученые, что представляется значимым событием.
Исследования по истории Церкви приводят к различным выводам, отличающимся друг от друга исключительно по своему углу зрения и предвзятости. Например, в обширном труде патриарха Никона содержится похвала, в которой ему приписывается важнейшая роль в жизни Церкви, сравнимая его с другими выдающимися личностями. Подобные утверждения можно найти и в других источниках, где отмечаются достижения Никона в изменениях, реформах и прогрессе Церкви. Однако существуют и иную точку зрения от других исследователей, которые критически оценивают деятельность Никона, считая его стремления ошибочными и неэффективными.
В публичных сферах русской диаспоры, включая выдающегося Н. Тальберга, наблюдается благоприятное отношение к Никону и его преобразованиям. Однако даже о. Иоанн Мейендорф, проводя более глубокий и справедливый анализ, отмечает: «Московский патриарх Никон активно стремился восстановить то, что он считал византийским наследием, и изменить Русскую Церковь, сделав ее подобной по обрядам и организации современной греческой Церкви. Царь поддерживал его реформы, даже обещая покориться патриарху, что было необычно для Москвы».
В XVII веке, в результате раскола Русской Православной Церкви на старообрядческую и новообрядческую, возникли два главных подхода к оценке церковной реформы. Под влиянием проповедей и дискуссий обе стороны получили широкое распространение как среди простых людей, так и среди ученых. Одним из ключевых аспектов этого подхода, не зависимо от мнения об Никоне, является его важность в процессе изменения Русской Церкви. Поэтому важно рассматривать эту перспективу в будущем как пространную и традиционную [4].
История реформ в Русской Православной Церкви представляет собой сложную и многогранную тему, которая даже при поверхностном рассмотрении может привести к различным выводам. Согласно высказываниям митрополита Макария, истоки изменений связаны с деятельностью Никона. По его словам, царь Алексей Михайлович пригласил ученых из Киева, владеющих греческим языком, для внесения поправок в славянскую Библию, предназначенную для печати.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беловинский, Л. В. К истории Русской Православной Церкви: учебное пособие / Л.В. Беловинский. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 126 с.
2. Введение в историю Церкви. Ч.3: Обзор источников по истории Церкви в России. Кн. I. Источники допетровского времени / Под ред. В.В.Симонова. – СПб.: БАН, 2019. – 696 с.
3. Карташёв, А. В. Очерки по истории Русской Церкви в 3 ч. Часть 2 / А. В. Карташёв. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 450 с.
4. Костомаров, Н. И. Церковь и раскол в истории России / Н. И. Костомаров. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 215 с.
5. Павлов, В. М. Три века поиска истины. Русский раскол XVII века: монография / В. М. Павлов. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 144 с
6. Пругавин, А. С. Религиозные отщепенцы. Очерки о раскольниках, сектантах, еретиках / А. С. Пругавин. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 246 с.
7. Толстой, М. В. История русской церкви / М. В. Толстой, С. П. Мансуров. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 662 с.