Фрагмент для ознакомления
2
1 Стереотипы и барьеры общения
Стереотип — это упрощенное искаженное представление о какой-то социальной группе или отдельном человеке, которое часто возникает на основе недостаточной информации и ограниченного прошлого опыта. Особенно часто стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека. Межличностные отношения являются основой межличностной коммуникации и влияют на поведение каждого участника общения. Понимание межличностной коммуникации дополняется теорией речевой деятельности, основанной на общепсихологической теории деятельности В.В. Выготского и Л.Н. Леонтьева.
В процессе познания других людей, особенно при первом знакомстве, мы часто приобретаем стереотипы, которые имеют специфическое происхождение и смысл. Обычно стереотипы возникают на базе ограниченного прошлого опыта и стремления делать выводы на основе ограниченной информации. Они часто связаны с принадлежностью людей к определенным профессиям. Стереотипы в основном формируются не нашим личным опытом, а скорее от влияния группы, к которой мы принадлежим, особенно людей со сложившимися стереотипами (родители, учителя) или средств массовой информации, которые представляют упрощенное представление о различных группах людей.
Существует несколько психологических факторов, которые способствуют изменению стереотипов, таких как общение и совместная деятельность, объединение людей для достижения общей цели, увеличение знаний об объекте общения, межнациональное взаимодействие и сильные эмоциональные впечатления. Однако, отсутствие коммуникации, авторитаризм, замкнутость, состояние фрустрации могут укреплять стереотипы. Устойчивость стереотипов зависит от их эмоциональной составляющей. Изменение стереотипов происходит медленно и болезненно.
В настоящее время эти стереотипы общепринято называть "мифами" обыденного сознания. Стереотипизация в процессе познания других людей может приводить к упрощению и предубеждениям. Если суждение основано на негативном прошлом опыте, то новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением.
Барьеры коммуникации - это внутренние и внешние препятствия, мешающие людям полноценно взаимодействовать друг с другом. Рассмотрим более подробно, какие бывают барьеры и как их преодолеть.
Один из основных видов барьеров - это языковой барьер, возникающий из-за различия в языках, искажения и неправильного понимания слов. Также барьерами могут стать использование невербальных сигналов и культурные различия. В результате неверная передача информации приводит к возникновению конфликтов. Для преодоления коммуникативных барьеров необходимо искать первопричины, развивать навыки общения, быть готовым к диалогу и уметь воспринимать иные точки зрения. Особую важность также имеет адаптация к культурным различиям.
Препятствия общения можно разделить на коммуникативные и психологические. К психологическим барьерам относятся эстетические, связанные с неприятным внешним видом собеседника, интеллектуальные, вызванные различием уровней интеллектуального или профессионального развития, особенностями мышления и мировоззрения. Также могут возникать мотивационные барьеры, связанные с разными личными целями и разным восприятием информации. Моральные или этические разногласия в нравственных убеждениях и принципах также могут стать преградами в общении. К числу психологических барьеров относятся барьер установки и барьер отрицательных эмоций. Первый включает предвзятое отношение к собеседнику и влияние стереотипов, а второй - негативные эмоции, вызванные проблемами в жизни, плохим настроением, влияющие на оценку и восприятие собеседника.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 433 c.
2. Жернакова, М.Б. Деловые коммуникации: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. - Люберцы: Юрайт, 2022. - 370 c.
3. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 468 c.
4. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И. Кривокора. - М.: Инфра-М, 2017. - 447 c.
5. Павлова, Л.Г. Деловые коммуникации (бакалавриат) / Л.Г. Павлова. - М.: КноРус, 2021. - 167 c.
6. Пивоваров, А.М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: Учебное пособие / А.М. Пивоваров. - М.: Риор, 2019. - 128 c.
7. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / М.И. Тимофеев. - М.: Риор, 2018. - 312 c.