Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Задание 1. Дайте определения понятиям «общение», «взаимодействие» и объясните их диалектическое соотношение.
Задание 2. Заполните таблицу «Теории взаимодействия»
Задание 3. Составить классификацию конфликтных партнеров по разным основаниям. Какие личностные качества делают человека конфликтным партнером и почему.
Задание 4. С помощью методики Томаса-Киллмена определите характерные лично для вас особенности поведения в конфликтной ситуации. Опишите, что характерно для свойственных вам стратегий поведения в конфликте
Задание 5. Оцените истинность высказывания и обоснуйте свое мнение: «Основа взаимодействия учителя и ученика заключается в передаче знаний, следовательно, информативная сторона общения является приоритетной в учебной деятельности»
Задание 6. Перечислите основные стратегии межличностных взаимодействий и подтвердите их примерами из жизни школы / детского сада.
Задание 7. Перечислите признаки совместной деятельности в системе «педагог – ребенок».
Задание 8. Охарактеризуйте техники и приемы диалогического взаимодействия в образовательном процессе:
Задание 9. Проанализируйте ситуацию, определив педагогическую проблему, которую нужно решить совместно с родителями детей. Поставьте цель взаимодействие между педагогом и родителями; определите эффективные формы и приемы взаимодействия, разработайте рекомендации для родителей.
Задание 10. Охарактеризуйте особенности взаимодействия педагогов и родителей в современной системе образования. Выделите типичные проблемы и трудности. Чем оно отливается от такого взаимодействия в советский период?
Задание 11. Описать как влияют личностные особенности учителя на возникновение конфликтов с учащимися и их родителями. Привести примеры.
Задание 12. Описать психотравмирующие последствия конфликтов в системе «ученик – ученик».
Задание 13. Заполните таблицу
Задание 14. Познакомьтесь с возможными конфликтогенами, представленными в правом столбце таблицы и с помощью фраз, вопросов преобразуйте конфликтоген в синтонные посылы – слова, действия (или бездействие), создающие благоприятный психологический микроклимат в ситуации общения субъектов педагогического процесса.
Задание 15. Заполните таблицу
Фрагмент для ознакомления
2
Конфликты организационного характера: администрация – учитель;
Социальный конфликт: учитель-учитель;
Педагогический конфликт: педагоги и ученики; педагогические работники и родители; учитель и школьный класс.
Типология конфликтных личностей:
1. Демонстративный тип. Он хочет хорошо выглядеть и быть в центре внимания. Любит провоцировать поверхностные конфликты и любоваться своими страданиями.
2. Ригидный тип. Отличается мнительностью и прямолинейностью. Самооценка завышена и требует постоянного подтверждения со стороны.
3. Неуправляемый. Очень импульсивный, его поведение невозможно спрогнозировать. В неудачах обвиняет других. Часто нарушает нормы общения между людьми.
4. Сверхточный. Завышенные требования как к окружающим, так и к себе. Скрупулёзен и придирчив, внимателен к деталям. Отличается высоким уровнем тревожности.
5. «Бесконфликтный». Противоречив и легко поддаётся внушениям. Зависит от мнения своего окружения, часто меняет мнение, непоследователен. Слабая сила воли, готов идти на компромисс. Не склонен к осмыслению причин своих поступков и поступков окружающих его людей.
Личностные качества, которые делают человека конфликтным партнером:
• Излишняя требовательность и придирчивость
• Бескомпромиссность
• Импульсивность
• Низкий уровень эмпатии
• Завышенная самооценка и самовлюблённость
• Склонность к сплетням
• Нетерпимость к оппозиции
• Желание спорить ради спора
• Неадекватное восприятие критики
У конфликтной личности зачастую низкий уровень нравственности и моральных норм. Конфликтные личности не умеют быть хорошими коллегами или партнеры. Они предрасположены к соперничеству, никогда не уступят оппоненту и не терпят чужие недостатки.
Задание 4. С помощью методики Томаса-Киллмена определите характерные лично для вас особенности поведения в конфликтной ситуации. Опишите, что характерно для свойственных вам стратегий поведения в конфликте
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из двойных высказываний А-Б – и выберите то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но все равно необходимо. Долго думать не следует:
1. А Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б Я пытаюсь уладить дело с учетом. всех интересов: и другого человека, и моих собственных.
3. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.
4. А Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. А Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
Б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
Б Я стараюсь добиться своего.
7. А Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
Б Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. А Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
Б Я предпринимаю усилия, чтоб, добиться своего.
10. А Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. А Я предлагаю среднюю позицию.
Б Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
Показать больше