Фрагмент для ознакомления
2
Один из великих гуманистов ХХ века, Альберт Швейцер, был убежден, что «добро есть то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» . Иными словами, в наших силах сделать мир добрее. Попробую внести свою лепту. Данная тема является особенно актуальной. В будущем, с целью сохранения численности населения земли, социализация на завершающем этапе жизни человека, для всего человечества, замедлит процесс старения.
В современном мире можно четко наблюдать распространение явления, получившего название «геронтофобия» - боязнь старения. И медицинские, и психологические инстанции предлагают различные способы борьбы со старением, сохранением молодости, что еще более закрепляет «негативный» статус старения, стигматизирует его. Но если задуматься, то геронтофобия представляет собой лишь оптику молодежной аудитории на старость . В этой оптике старость представляется «Другим», который не проецируется на себя ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем. Старости приписывались магические свойства (колдуны). Теоретики постмодерна Ж. Делёз, М. Фуко подхватили лозунг рок-музыкантов: «Live Fast, Die Young», и превратили его в девиз, который привел к появлению концепта «Смерть субъекта». Необходимость оправдания темпорального периода старости, необходимого для осуществления полноценного цикла человеческого бытия обращают нас к неклассическому философскому подходу гетерологии, способным в оптике инаковости выявить необходимые человеку характеристики, даруемые старостью. Целью данной работы является рассмотрение научных успехов в борьбе со старением организма.
Задачи: - рассмотреть актуальность проблемы долголетия; - описать достижения медицины в сфере борьбы со старением.
1 Актуальность проблемы долголетия
О том, как тяжело стареть, написано многое – в том числе и известными социологами, предлагающими различные концепции старения в связи с демографическим состоянием современного общества, где увеличивается количество стариков, воспроизводящих культурные образцы прошлого и вместе с тем происходит стремительная эволюция знаний и способов их приобретения. В доминирующей сегодня городской среде приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости. В связи с таким пониманием общественных сил, западные социологи заговорили о «возрастной сегрегации», то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и превращении пожилых членов общества в «социальных изгоев».
Тяжесть старости определяется не только одиночеством, нездоровьем, ухудшением материальных возможностей, но и тем, как конструируется «возраст дожития» (в английском варианте: «возраст взросления») в массовом сознании.
Каждый из нас есть социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле.
Среди существующих разновидностей дискриминации в последнее время все возрастающее внимание уделяется эйджизму, который акцентирует внимание на дискриминации людей по возрасту. В частности, Всемирная организация здравоохранения на своем сайте, посвященном ответам на вопросы о возрастной дискриминации, разъясняет, что эйджизм представляет собой сознательное формирование стереотипов и дискриминацию отдельных людей или их групп по возрастному принципу, которые могут проступать в самых разнообразных формах, включая предвзятое отношение и институциональные меры политики и практики, ведущие к закреплению ложных представлений .
Принято считать, что термин «эйджизм» впервые ввел в научное обращение в 1969 г. директор Национального института старения США Роберт Батлер, который трактовал его как совокупность негативных стереотипов, ориентированных на то, что лица пожилого возраста в обязательном порядке отличаются старческим слабоумием, жест-кими и консервативными установками, а также серьезной психологической и социальной зависимостью .
Как биологическое существо мы обладаем телом, волосами, памятью, мышлением. Все это дал нам антропогенез, длившийся 2,5 млн. лет. Как существо социальное, мы имеем предписанный статус, поскольку государство наделяет правами человека от рождения.
Именно социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном уровне.
Все, что человек приобрел, в последние 40 000 лет, связано с культурой и обществом. Начиная с этого момента, в человеке как биологическом существе формируется его индивидуальность, а позже сквозь нее произрастает личность.
Гетерология исходит из несводимости человека только к своему внутреннему миру, из изначальной гетерогенности, разнородности. Гетерология исходит из позиции, что любое фундаментальное начало, сущность лишены абсолютной топологической предзаданной привязанности, а подчинены динамической системе социальных различий. В этой оптике старость может быть рассмотрены как иной способ темпоральности. Эта темпоральность не исходит из прошлого или будущего мотивов целеполагания, а основывается на осознании исхода витальности и вертикальной экзистенциализацией. Такое переживание временения исходит
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бояринова Е. О. Новая стратегия человеческого существования в концепции иммортализма// МОЛОДЕЖЬ, НАУКА, МЕДИЦИНА. Статьи 66-й Всероссийской Межвузовской студенческой научной конференции с международным участием. Тверь, 2020. С. 98-102
2) Михайлов Я. Н. Понятие, причины старости. Ядерная медицина о тераностике. Принципы долголетия// СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. С. 16-20
3) Сабирова А.М., Рахимова А.А. Биотехнология в современной медицине и ее будущее развитие//ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Уфа, 2021. С. 42-45
4) Старение и жизненный цикл [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/ageing/features/faq-ageism/ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
5) Стражеско И.Д., Есакова А.П., Акопян А.А., Ткачева О.Н. Эпигенетика старения: основные механизмы. Проблемы геронауки. 2023; 2: 88–93
6) Шляков А. В. Гетерологические аспекты старости//Культура и антикультура: сборник статей X Международной научно-методологической конференции «Селивановские чтения». В 2-х т. Т. 2 / отв. ред. Л. Л. Мехришвили. – Тюмень: ТИУ, 2023. С. 74-75
7) Butler R. N. Ageism: Another form of bigotry // The Gerontologist. 1969. Vol. 9. P. 243–246.