Фрагмент для ознакомления
2
Антиутопия (от греч. anti – это против, utopia – это утопия) представляет собой пародию на жанр утопии либо же пародию на утопическую идею. Она, подобно сатире, имеет способность специфичными особенностями наделять различные литературные жанры, к примеру, поэму, роман, пьесу, рассказ. Антиутописты стараются своим читателям дать самим понять, как именно простому жителю планеты Земля приходится отвечать за мировое счастье. В противоположность им утописты стремятся выявить и показать обществу формулу защиты практически от всех имеющихся нравственных и социальных проблем.
Писатели, которые работают в жанре антиутопия, применяя богатую фантазию, на страницах своих произведений изображают настоящее и будущее общества, при этом выпукло показывая полный злодеяний мир, в котором внешне вполне совершенное мироустройство в реальности подавляет людей. Тем не менее, антиутопическая литература вовсе не является полным отрицанием будущего, а являет собой особое предупреждение как настоящим, так и будущим поколениям о том, чтобы они могли избежать грозящей трагедии и будущее общества было благоприятным
Как отдельный жанр антиутопия сформировался в ХХ столетии, то есть в тот период, когда те или иные утопические мысли стали прослеживаться в реальной жизни. В качестве первой страны, в которой утопия реализовалась в наивысшей степени, это Россия, при том, как одним из первых именно пророческих произведений выступил роман Е.И. Замятина «Мы» (год выхода в свет – 1924 г.).
В данной работе рассмотрим роман-антиутопия в русской литературе ХХ века на примере романа Евгения Замятин «Мы».
1.Государство и общество в романе Е. Замятина «Мы»
В романе Е.И. Замятина «Мы» события происходят в 32 столетии, через 1000 лет после окончания 200-летней Революции, разрушившей весь мир. Спасшиеся люди построили большой город под названием Единое Государство. При этом война с собой принесла хаос и дисгармонию. В связи с этим стабильность и устойчивость стали в жизни основными ценностями. Явления, которые были с позиции логики необъяснимыми, считались хаотичными. В конечном итоге этот город от всего мира закрыли стеклянной Зеленой Стеной.
По мнению Г.А. Ахметова, Евгений Замятин в своих произведениях нередко пользовался своего рода «приемом пропущенных ассоциаций», недомолвок, иносказаний» [1, с. 64], что процесс прочтения делает непростым, так как от читателя требует углубленной мыслительной деятельности. У главного героя всех жителей государства весь распорядок жизни неизменно подчинен Часовой скрижали. Они все в один и тот же час начинали работу, и в один и тот же час ее заканчивали; в одну и ту же секунду подносим ложки ко рту и выходили на прогулку и затем шли в аудиториум, а также в зал Тэйлоровских экзерсисов, ложились спать.
Как главные герои этого романа, то есть: Б-503, 1-330, 0-90, так и иные персонажи не имеют собственных имен и им присвоено буквенно-цифровое наименование. В этом отношении В. Владимирский указывал, что замятинские «нумера» являют собой безликую массу, представляют собой взаимозаменяемые винтики непосредственно в машине всеобщего благоденствия, поэтому им имена ни к чему [3].
Однако в Едином Государстве высокая степень технического прогресса. Его жители строят космический корабль «Интеграл», способный по всему миру разнести новость о наличии идеального государства и затем себе подчинить всю Вселенную.
Возглавляет идеальный мир Единого государства некий Благодетель. Его оберегают Хранители, а также Зеленая стена, за которой расположены дикие земли и люди именно в их естественном состоянии. В качестве основной задачи будущего общества Единого государства выступает интегрирование бесконечного уравнения Вселенной, а также подчинение неведомых существ, которые обитающие на других планетах. Возможно еще в диком состоянии свободы. Их необходимо «сделать счастливыми».
Жизнь главного героя романа «Мы» состоит из математики, вычислений и формул, но в этом произведении имеется сюжетная линия также личной жизни D-503 c так называемой «розовой и округлой 0-90», гибкой и белозубой I-330 и Ю, с лицом, схожим с рыбьими жабрами.
Личную жизнь каждого «нумера» тоже регламентирует Часовая скрижаль. В качестве одного из способов обезличивания и унификации человека является наличие в Едином государстве некоего Специального Сексуального бюро, делающему каждому «нумеру» анализ на выявление содержания в крови половых гормонов, а также составляет для каждого индивидуальный график сексуальных дней, реализуемый по талонам/розовым карточкам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметова, Г.А. Роман Е. Замятина «Мы» в контексте русской классики / Г.А. Ахметова. – Текст: непосредственный // Российский гуманитар. журн. – 2013. – Т. 2. – № 1. – С. 57-64.
2. Богомазова, Н.Л. Мир цифры XXI века: философско-культурологический анализ романа-антиутопии Евгения Замятина «Мы» / Н.Л. Богомазова. – Текст: непосредственный // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2022. – №1. – С. 116-127.
3. Владимирский, В. Как «Мы» повлияли на литературу XX века / В. Владимирский // Arzamas. – URL: https://arzamas.academy/materials/961 (дата обращения: 11.03.2024). – Текст: электронный.
4. Долгина, Е.С. Проблема личностного начала как катастрофа тоталитаризма / Е.С. Долгина. – Текст: непосредственный // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего. – Ханты-Мансийск, 2013. – С. 77-81.
5. Замятин, Е. Мы: роман / Е. Замятин. – Москва: Олимп: ТКО АСТ, 1996. – 324 с. – Текст: непосредственный.
6. Ишбаева, Д.И. Роман Е.И. Замятина «Мы» как антиутопия / Д.И. Ишбаева, Г.В. Мишина // Форум молодых ученых. 2020. №5. – С. 171-176. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-e-i-zamyatina-my-kak-antiutopiya/viewer (дата обращения: 11.03.2024). – Текст: электронный.
7. Скороспелова, Е.Б. Замятин и его роман «Мы» / Е.Б. Скороспелова. – Москва, 2002. – 164 с. – Текст: непосредственный.
8. Чаликова, В. Крик еретика (Антиутопия Евг. Замятина) / В. Чаликова. – Текст: непосредственный // Вопросы философии. – 1991. – № 1. – С. 20-28.