Фрагмент для ознакомления
2
Социальными установками называют психические феномены, выражающие отношение человека к различным социально значимым объектам – к окружающим людям, группам и социальным институтам, к произведениям культуры, науки и искусства, к видам и способам деятельности, к стилям жизни, к социально значимым явлениям природы и т. п. В обычной жизни социальная установка и реальное поведение могут существенно отличаться. Это может происходить из-за воздействия внешних факторов, например когда человека принуждают что-то сделать, или в экстренных, необычных ситуациях. Обычно состояние человека обусловлено факторами существования потребности и наличия подходящей и адекватной ситуации, в которой принимаются взвешенные и обдуманные решения, основанные на знаниях и опыте человека. Именно в такой ситуации проявляются фиксированные установки.
Стереотипы – это социальные установки с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента, это упрощенный, схематизированный образ какого-либо объекта действительности. В тоже время такой образ эмоционально окрашен, очень устойчив и легко распространяется.
Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли.
Гендерные стереотипы - это обобщенные образы групп мужчин и женщин, представления о мужественности и женственности. Гендерные стереотипы основаны на широко распространенных в обществе мнениях о существенных различиях между группами мужчин и женщин. Устойчивые стереотипы способствуют сохранению гендерного неравенства и существенно ограничивают возможности индивида для самореализации.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена широким распространением гендерных стереотипов в современном обществе и недостаточным знанием факторов, способствующих их формированию.
Основная часть
Задание 1
Аргументировано и с привлечением различных источников дайте ответ на следующие вопросы, касающиеся проблематики гендерных стереотипов:
1. Охарактеризуйте исследования гендерных стереотипов в разных культурах.
Наиболее масштабное исследование гендерных стереотипов проведено Дж. Уильямсом и Д. Бест, которые выявили общие закономерности в восприятии мужчин и женщин.
В большинстве стран и культур мужчины воспринимаются как рациональные, властные, независимые, агрессивные, доминирующие,
активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. В то же время женщины воспринимаются как эмоциональные, зависимые, слабые, боязливые, сентиментальные, нежные и не деятельные [8].
Степень дифференциации мужчин и женщин по приписываемым им психологическим качествам различается в разных странах. Например, в Германии и Малайзии образы мужчин и женщин сильно отличаются друг от друга, в то время как в Индии и Шотландии такой дифференциации не выявлено. Некоторые характеристики, которые в большинстве стран ассоциируются с мужчинами, в других странах связываются с женщинами.
В Австрии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы оказались довольно неблагоприятными, в то время как в Японии, Нигерии, ЮАР и Малайзии они скорее благоприятны.
Для объяснения этих различий исследователи сравнили данные по анализированным странам по таким показателям, как экономическое и социальное развитие, а также основные вероисповедания. Единственным значимым фактором оказалась религия. В странах, где традиции включают поклонение божествам и святым женского пола, женские стереотипы оказались более благоприятными. Например, в католических странах стереотипы, связанные с женщинами, расценивались как более положительные, чем в протестантских странах.
В Пакистане женские стереотипы обычно ассоциируются с негативным характером, в большей мере, чем в Индии. В религиозной теологии Пакистана все знаменитые религиозные лидеры представляют собой мужчин, а религиозные обряды могут выполняться только ими. В то же время, в Индии главной религией является индуизм, которому присуще почитание божеств, в основном, женского пола. В храмах индуистов и мужчины, и женщины участвуют в проведении службы и выполнении религиозных обрядов [5].
Исследователи выявили, что женщины, как правило, рассматриваются как пассивные участницы происходящего, в то время как
мужчины приписываются к активным и решительным. За их привлекательностью во многих странах стоит ассоциация с силой и энергичностью. Устоявшиеся представления о женщинах связываются с взаимодействием, социальной коммуникабельностью и открытым выражением эмоций, в то время как мужчины ассоциируются с действием, результативностью, соперничеством, автономией и стремлением к контролю.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему нера-венства полов / С.Л. Бем. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.
3. Варзонова Н.В. К вопросу о гендерном неравенстве в России / Н.В. Варзонова, И. Каса // Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право». – 2016. – 3. – С. 1 – 5.
4. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 686с.
5. Козлов В.В. Гендерная психология / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. – М.: ИП Петросян. – 296с.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европей-ских, российских и американских традиций: УЧ пособие для студ высш уч. заведений - 3-е изд. / А.В. Либин. – М: Смысл, 2004. – 532с.
7. Лукьященко И.Е. Гендерные стереотипы: социокультурный подход / И.Е. Лукьященко // Вестник КРСУ. – 2016. – Том 16. – № 10. – С. 71 – 74.
8. Ожигова Л.Н. Гендерные нормы как социально-психологический фе-номен / Л.Н. Ожигова, Е.В. Иоффе. – М: Проспект, 2019. – 144 с.
9. Рудченко А.В. Анализ ситуации гендерной асимметрии на рынке труда: теоретический аспект / А.В. Рудченко // Вестник международного ин-ститута рынка. – 2020. – №2. – С. 44 – 53.
10. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика от-ношений в паре / Т.В. Румянцева. – СПб., 2006. – 176с.