Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
1 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА: ЗАДАЧИ, ........................... 3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ..... 3 2 ЗАДАЧИ ...................................................................................................... 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................................. 24
Фрагмент для ознакомления
2
Один из ключевых показателей, по которому оценивается эффективность деятельности предприятий торговли, является объем розничного товарооборота. Розничный товарооборот включает в себя продажу товаров населению для личного пользования, а также организациям и учреждениям за наличные деньги – для общественного потребления и текущих экономических потребностей. [6]
Анализ показателей торгового оборота в рознице является ключевым шагом для определения потенциала увеличения сбыта товаров и максимизации прибыли предприятия. Повышение доходов является основной задачей для любой компании в сфере торговли, поэтому важно поддерживать оптимальный уровень торгового оборота, который способен обеспечить максимальную прибыль при условии высокого уровня обслуживания клиентов. Одним из основных способов увеличения эффективности работы торгового предприятия и увеличения продаж товаров является принятие обоснованных решений на основе анализа показателей торгового оборота. Необходимость проведения анализа торгового оборота объясняется тем, что это способствует созданию благоприятных условий для увеличения объема продаж на торговых
предприятиях. [8]
Изучение показателей товарооборота является ключевым аспектом для оценки эффективности деятельности торговых организаций в настоящем времени. От анализа глубины и полноты зависит адекватность расчетов на будущий период. Результаты такого анализа позволяют судить о выполнении прогнозов продаж, удовлетворенности спроса и причинах изменений в товарообороте за определенный период. Также оценивается соответствие фактических результатов стратегическим целям предприятия. Основные задачи анализа включают проверку обоснованности запланированного объема товарооборота, анализ выполнения плана за отчетный период, изучение динамики розничного товарооборота, рассмотрение состава и структуры товарооборота, факторный анализ и выявление потенциала для роста объема розничных продаж. [1]
Отчетность, используемая для анализа розничного товарооборота, представлена несколькими формами. Среди них форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (ежемесячная и срочная), форма № 3-торг «Отчет о продаже и запасах товаров» (ежемесячная и краткая), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (годовая и полугодовая). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и кумулятивно с начала года. [3] Данный отчет включает информацию за предыдущие и текущие периоды, что обеспечивает возможность анализа динамики развития розничного товарооборота. В рамках этого отчета выделяется розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. Особое внимание уделяется розничной реализации собственной продукции, продаже продовольственных товаров, включая алкогольные напитки. [10]
Информация о продажах и наличии товаров представлена в «Докладе о торговле и запасах товаров» в двух различных форматах: продовольственные продукты описаны в естественных единицах
измерения, в то время как непродовольственные товары представлены в денежных показателях. Отчет также содержит данные о фактических запасах товаров в розничной торговой сети, на складах и на предприятиях общественного питания на окончание отчетного периода, с учетом основных товарных групп. [5]
Годовой отчет о розничной торговле представлен с накопительным итогом с начала года. Первый раздел годового отчета включает информацию о розничных продажах товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на окончание отчетного периода, охватывая 35 категорий продовольственных товаров и 61 категорию непродовольственных товаров. Во втором разделе представлены данные в натуральных и денежных единицах о продажах населению и запасах товаров для длительного использования. Третий раздел содержит информацию о продажах населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. Четвертый раздел годового отчета отображает наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на завершение отчетного года. [9]
В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров указывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе. Выручка от реализации товаров по продажной стоимости справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». [7]
Для получения данных о текущем объеме продаж товаров в розничной торговле за последний месяц, можно воспользоваться регистрами бухгалтерского учета, где отражены операции по счету «Реализация», а также данными статистического учета и оперативного учета оборота товаров. [2]
Важно отметить источники информации, имеющие нормативное и правовое значение и используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативные акты, справочные материалы
и инструкции, предоставляемые государственными органами управления, вышестоящими организациями, а также утвержденные нормы, тарифы, ставки, цены и другие подобные документы. Важным источником информации являются также электронные ресурсы: базы данных, справочники в электронном виде, машинограммы, а также интернет-ресурсы. [4]
Таким образом, анализ товарооборота и движения товаров в розничной сфере требует комплексного подхода и использования различных источников информации, чтобы обеспечить полноту и достоверность данных для принятия обоснованных решений в ходе хозяйственной деятельности.
Методика анализа показателей розничного товарооборота на предприятиях торговли включает в себя следующие этапы: [5]
• Анализ динамики и структуры розничного товарооборота;
• Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов;
• Анализ влияния состояния товарных запасов на объем розничного товарооборота;
• Оценка эффективности розничного товарооборота.
После проведения первоначального этапа исследования фокусируется на анализе организации розничного оборота, чтобы выявить структурные особенности розничной торговли на предприятии. Результаты анализа позволяют оценить соотношение между различными группами товаров и ассортиментным разнообразием продукции. Классификация осуществляется в соответствии с реализуемыми товарными группами на конкретном предприятии. На основе проведенного анализа формулируются выводы о текущей структуре товарного оборота и сбалансированности ассортимента розничного торгового предприятия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Губина, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия: практикум / О.В. Губина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2024. — 192 с.
2. Данилин, В. Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия: учебно-методическое пособие направление 38.03.01 «Экономика» квалификация «Бакалавр» / В. Ф. Данилин. - Москва: РУТ (МИИТ), 2018. - 27 с.
3. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практи-кум для вузов / В. И. Бариленко [и др.]; под редакцией В. И. Бариленко. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
4. Кузьмина, Е. Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издатель-ство Юрайт, 2024. — 514 с.
5. Кулагина, Н. А. Практический курс анализа хозяйственной деятель-ности предприятия: учебное пособие для среднего профессионального образо-вания / Н. А. Кулагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2024. — 135 с.
6. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия: учебное пособие / М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2024. — 208 с.
7. Толпегина, О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для вузов / О. А. Толпегина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 629 с.
8. Чернышева, Ю. Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации): учебник / Ю.Г. Чернышева. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 421 с.
9. Шадрина, Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Шадрина, К. В. Голубничий. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 463 с.
10. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной де-ятельности предприятия: учебник / А. Д. Шеремет. — 2-е изд., доп. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 374 с.