Фрагмент для ознакомления
2
Во многих отношениях «Очерки» Щедрина можно рассматривать как этапное произведение не только в судьбе автора, но и во всей русской литературе. В это время к осмыслению и описанию властных отношений в обществе активно подключалась ставшая маркированным понятием общественно-публицистического дискурса 1960 гг. оппозиция «произвол» -«закон». При этом слово «произвол» обозначало «представление о всякой властной позиции как полной и неограниченной власти над подчиненными». Другая составляющая оппозиции, «закон», обозначала чаемый идеальный принцип устройства будущего российского общества - власть закона. С большой долей уверенности можно утверждать, что Щедрин не просто использовал характерную впоследствии для публичного дискурса «шестидесятых» оппозицию «произвол» - «закон», но и являлся одним из ее авторов-создателей, т.е. одним из тех публицистов, благодаря которым эти проблемы вообще поднимались .
Согласно позиции Щедрина, у любого имеющего власть, чин есть также возможность использовать эту власть для обогащения самого себя. В данном произведении он выступает как писатель-реалист, обличая жадность и взяточничество, полагая, что они являются системным пороком бюрократического устройства российского общества эпохи Николая I, знаком времени и символом эпохи: «У нас не взятки, а администрация. И в этой сфере российского общества взятка воспринимается как нечто само собой разумеющееся, должное: «Я требую только должного». Взятка трактуется в качестве общественного долга «администратору», которому по должности необходимо обладать определенным набором символов и знаков власти. Материальные ценности – это то, что прилагается к власти: «Я хочу иметь и хорошую сигару, и стакан доброго шатодикема; я должен - вы понимаете? - должен быть прилично одетым; мне необходимо, чтоб у меня в доме было все комфортабельно (...) иначе какой же я буду администратор?», - заявляет герой .
Салтыков-Щедрин выносит свой собственный приговор этой власти, он разоблачает и обвиняет угнетателей простого народа, обличает власть, которая использует в своих корыстных целях несознательность простых людей, их наивность в гражданских, политических вопросах. Те обвинения, которые Салтыков-Щедрин предъявлял власти, не были голословными, надуманными, наоборот, писатель очень хорошо знал русскую жизнь, ее реалии, соответственно, его выводы носили столь точный, веский и неопровержимый характер.
Как писатель и человек Салтыков-Щедрин отличался огромной духовной силой. Как гуманист, писатель горячо ненавидел и испытывал подлинное презрение к эксплуататорам народа. Их господство являлось источником мучительных страданий. И Салтыков-Щедрин решает бороться с этим страданием и этой «общественной язвой» доступным ему способом – сатирой.
Практическое задание
Рассматриваемый третий эпизод – из «Истории одного города», «Сказание о шести градоначальницах». В сюжетном отношении фрагмент репрезентует нам образ Амалии Штокфиш – одной из претенденток на власть в городе Глупове. Ее образ, столь выразительно описанный Щедриным, символизирует кульминационный момент апогея абсурдных поисков градоначальника города Глупова.
Основной прием – гротеск, сатира. В «Истории одного города» писатель яростно и глубоко критикует все темные стороны российской жизни. Он показывает, что в сегодняшнем бедственном положении страны виноваты обе стороны – как сами угнетатели, так и угнетенные, поскольку позволяют власти над собой издеваться. Как раз вся полнота сарказма и гротеска выразилась в критике Салтыковым-Щедриным угнетателей, власть предержащих.
Гротеск выступает в этом фрагменте произведения Щедрина в качестве основного принципа сатирического обобщения и проявляется многолико, многопланово. Кроме того, в более глобальном аспекте этот выразительный прием в «Истории одного города» создает фундамент для пересечения и совмещения различных жизненных рядов, предметов, категорий. Повествование приобретает повышенную динамичность.
Основные выразительные средства, использованные писателем: приемы гиперболы и иронии, Щедрин использует просторечную грубую лексику, чтобы подчеркнуть невежество героев и саму абсурдность ситуации междоусобной войны в Глупове, кроме того, в фрагменте мы видим яркие сравнения, метафоры: Штокфиш была полная, белокурая немка, с высокою грудью, с румяными щеками и с пухлыми, словно вишни, губами.
МОДУЛЬ II
Тема: Идейно-художественное своеобразие творчества Ф.М. Достоевского
Сны Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа «Преступление и наказание»
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сны Раскольникова имеют важное значение. Каждый из них является знаковым для судьбы героя.
Вот некоторые сны Раскольникова и их значение:
Сон о лошади — предупреждает Раскольникова о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.
Сон об Африке — символизирует жажду души, стремление к чистому и прекрасному.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке — выражает страх Раскольникова быть разоблаченным и пойманным за своё преступление.
Сон о смеющейся старухе — символизирует внутреннее состояние героя и означает полный провал эксперимента над собой.
Сон о конце света — символизирует обновление души и её очищение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богданова О.В. Футлярная тема в рассказе А.П. Чехова «О любви». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/futlyarnaya-tema-v-rasskaze-a-p-chehova-o-lyubvi
2. Богданова О. В. Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник»: еще один «футлярный» герой. — СПб.: Филолог. ф-т СПбГУ, 2016. — 32 с.
3. Лихачев Д.С. Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир»/ Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3-х тт. - Л.: Художественная литература, 1987.
4. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994.
5. Салтыков-Щедрин М.Е. Губернские очерки.// http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/proza/gubernskie-ocherki/gubernskie-ocherki.htm
6. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., 1996.// http://ilibrary.ru/text/11/index.html
7. Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/