Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные формы психических процессов человека.
Само понимание психического как определённого процесса впервые можно встретить в трудах отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, а позднее и в работах его последователей. Как известно, психические процессы человека рассматриваются в контексте трёх видов: познавательные, эмоциональные, а также волевые психические процессы.
1. Познавательные психические процессы – способы связи с внешним миром, которые превращают поступающую информацию в образы, отражающие конкретные явления и предметы. Знания о нашем окружении формируются путем интеграции отдельных знаний, полученных через познавательные психические процессы. Каждый из этих процессов имеет свои особенности и структуру. Тем не менее, они взаимодействуют друг с другом и создают объективную картину мира для нас - непрерывную и целостную, хотя мы не всегда осознаем этот процесс.
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
Главная роль ощущений – быстро довести до ЦНС сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств.
Ощущение возникает только при условии, если вызывающий его стимул достиг определенного значения: абсолютного нижнего порога.
Если же стимул достиг верхнего абсолютного порога, то ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение).
Виды ощущений:
• По наличию / отсутствию контакта:
Дистантные – отражение без контакта с раздражителем (зрительные, слуховые, обонятельные);
Контактные – отражение при помощи контакта с раздражителем (кожные, вкусовые, кинестезические).
• По направлению действия раздражителей:
Экстероцептивные ощущения (из вне);
Проприоцептивные ощущения (мышечно –суставные);
Интероцептивные ощущения (изнутри).
• По модальности: зрительные, вкусовые, слуховые, кожные, обонятельные, температурные, двигательные и т.д.
Характеристики ощущений: качество, интенсивность, продолжительность.
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.
Воображение – познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов, на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства.
В психологической науке и практике выделяют произвольное и непроизвольное воображение, а также репродуктивное воображение, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов) и творческое воображение.
Формы воображения:
Преднамеренное пассивное воображение, известное как грезы, формирует образы, которые не зависят от воли. Грезы наиболее ярко проявляют связь воображения с личностными потребностями. Легко предсказать, о чем будет грезить юноша при встрече с красивой девушкой, либо студент, долго и усердно работавший на «автомат»
Мечта – создание образа, желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности.
Сновидения – реакция нашего мозга на наши дневные мысли и действия, субъективное восприятие образов у спящего человека.
Характерными для сновидений являются: чувственная достоверность; невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов; явная связь с насущными потребностями человека. Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г Ананьев. – Санкт – Петербург : Питер, 2022. – 304 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва, 2015. – 671с.
3. Головин. С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2015. – 544 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : 2016. – 592 с.
5. Петровский А.В. Теоретическая психология / А. В. Петровский. – Москва: Новая школа, 2016. – 485 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт –Петербург : Издательство: Питер, 2002 г. ¬– 720 с.