Фрагмент для ознакомления
2
Цели урока:
1) Предметные: получение новых знаний об устройстве общества, демонстрация на конкретных примерах основных сфер жизни общества.
2) Межпредметные: самостоятельно познавать необходимую текстовую информацию, определять цель познавательной деятельности, излагать и аргументировать свое мнение.
3) Аргументированно оценивать свое и чужое мнение, опираясь на полученные знания и собственное мировоззрение.
Ход урока:
1) Организационная и вводная часть (10 минут). Учитель формулирует проблему и мотивирует учащихся. Оглашает тему урока «Сферы жизни общества», учащиеся записывают тему урока. Учитель ставит проблему, исходя из понятия «общество». Ученики дают определение понятия «общество». Ученики дают множество определений, исходя из своего понимания данного термина. После чего учитель задает вопрос: «А как вы думаете, из каких составных частей состоит общество?». Учащиеся также отвечают на заданные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и знания. После чего учитель отмечает правильные ответы и аккумулирует правильный ответ: «Жизнь общества состоит из четырех сфер: политической, экономической, духовной и социальной».
2) Часть восприятия учащимися нового материала (25 минут). Учитель сообщает новую информацию, которую учащиеся записывают в тетради. «Сфера общества – это подсистема, которая характеризуется определённой функцией и деятельностью людей по её выполнению. В каждой сфере складываются соответствующие общественные отношения и создаются особые институты. Общество в этом значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной.
Далее учитель предоставляет на обозрение учащимся следующую диаграмму:
Где желтый сектор - это политическая сфера жизни общества, синий сектор – экономическая, серый сектор – культурная, а желтая – социальная. При это надо обратить внимание учащихся на то, что все сферы жизни общества равны, и ни одна не может иметь какие-либо преимущества.
Далее идет объяснение содержание каждой сфере общественной жизни, которые учащиеся записывают в свои тетради.
Экономическая сфера жизни общества отражается в создании материальных благ, производственной деятельности общества и отношений, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).
Политическая сфера жизни общества включает в себя отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация.
Социальная сфера жизни общества характеризует внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает
в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).
Духовная сфера жизни общества включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства.
Далее для систематизации и визуального восприятия информации следует учащимся предоставить таблицу, которую они должны заполнить самостоятельно, основываясь на полученных знаниях. Для этого учащимся предоставляются термины, которые они должны соотнести с каждой сферой жизни общества (государство, политика, право, власть, производство материальных благ, обмен, распределение материальных благ, потребление материальных благ, нравственность, наука, культура, религия, классы, этносы, нации, семья, образовательные и медицинские учреждения, социальная защита). Учащиеся заполняют только второй столбец таблицы.
Показать больше