Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Социально-психологический контекст изучения личности – в отличие от общепсихологического основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств личности, которые по своей природе являются социально-психологическими, то есть формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия.
Социально-психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях.
Еще одна область практического применения психодиагностики - психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Это проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение, утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).
Цель исследования – исследовать методы психологической диагностики в социально-педагогической работе.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
-рассмотреть понятие психологической диагностики в социально-педагогической работе;
-исследовать методы психологической диагностики в социально-педагогической работе.
1. Понятие психологической диагностики в социально-педагогической работе
Качество образования тесно связано с профессионализмом и эффективностью педагогов в области профессионального образования. Важным аспектом является способность педагогов оценивать результаты своей работы в развитии личностей и образовательного потенциала учеников с использованием психолого-педагогических методов диагностики.
Применение психолого-педагогической диагностики помогает учителям осознанно улучшать и разрабатывать новые методики обучения и воспитания, а также совершенствовать себя как специалистов. Развитие системы сертификации и квалификации требует от организаторов и учителей умения разрабатывать и применять психологические и педагогические методы диагностики развития личности и уровня подготовленности учеников.
Владение методами психолого-педагогической диагностики может способствовать созданию прозрачной системы признания результатов обучения, понятной для широкой научно-педагогической общественности.
С учетом социально-экономического развития общества и требований к качеству психологической подготовки учителей, рассмотрение проблем психолого-педагогической диагностики становится более актуальным. Данная тема вызвана необходимостью учета индивидуальных особенностей обучающихся, улучшения подготовки учителей и внедрения психологических знаний в учебный процесс [9].
В различных сферах профессиональной деятельности важное значение придается диагностике состояния и качества производственных и образовательных процессов. В настоящее время проведение предварительной диагностики является неотъемлемой частью производственных, научных и образовательных процессов.
Психолого-педагогическая диагностика представляет собой сложную и новую область профессиональной деятельности педагогов, объединяющую диагностические подходы из психологии и педагогики. Для успешного осуществления такой деятельности необходимо обладать соответствующей психолого-педагогической компетентностью и профессиональным мастерством, поскольку она затрагивает важные аспекты поведения, деятельности и эмоциональной реакции участников педагогического процесса.
Психолого-педагогическая диагностика, как относительно новая научно-практическая область, еще не полностью изучена. Мало литературы посвящено особенностям этой деятельности, преимущественно работы сосредоточены либо на психологической, либо на педагогической диагностике.
Определение психолого-педагогической диагностики как деятельности по анализу текущего состояния и развития субъектов педагогического взаимодействия с целью управления качеством образовательного процесса является важной характеристикой этой области работы.
Психолого-педагогическая диагностика играет ключевую роль в педагогическом процессе, представляя собой оценочную практику, направленную на изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся и социально-психологических характеристик группы для оптимизации учебно-воспитательного процесса [3].
Важность диагностической деятельности в работе педагога проявляется при взаимодействии с новыми обучающимися, анализе результатов работы на различных этапах и в решении проблемных ситуаций. Диагностика в образовании направлена на развитие личности студента, индивидуализацию обучения и помощь в решении сложностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2020. - 335 с.
2.Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Глобол, 2019. - 192 с.
3. Выготский, Л.C. Психология подростка - М.: Крокус, 2021. - 346 с.
4. Кларин, М. В. Педагогическая технология - М. Наука, 2019.- 187 с.
5. Крайг, Г. Психология развития - СПб. : Питер, 2020. - 992 с.
6. Маслоу. А. Самоактуализация. Психология личности. - М.: Наука, 2022.- 389 с.
7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека - М.: Прогресс, 2022. - 478 с.
8. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. Психология. Тексты. - М.: Педагогика, 2021. - 258 с.
9. Узнадзе, Д. Н. Установка у человека. Проблемы объективации - М. Просвещение, 2022. – 179 с.
10. Холостова, Е. И. Сопровождение в социальной работе : учеб. пособие - М.: ВЛАДОС, 2022. - 164 с.