Фрагмент для ознакомления
2
В психологической практике востребованы прикладные психологические исследования личности. Проективные методики являются одним из видов диагностического инструментария практикующего психолога. С помощью проективных методик психолог может не только получить оперативную и профессионально значимую информацию о человеке, но и верифицировать свои теоретические предположения, имеющие отношения к личной истории своего клиента.
Современные ученые П.К. Обухова и О.В. Кожевникова в статье «К вопросу о разработке и использовании проективных методов изучения личности» отмечали, что, несмотря на открытие К.Г. Юнгом «феномена позволяющего косвенно воздействовать на те сферы переживаний и поведения человека, которые полностью или в большей степени независимы от социального одобрения» [15, C. 677], валидность проективных методик до сих пор является актуальной проблемой. Это связано с тремя причинами. Первая причина заключается в отсутствии единого теоретического допущения для обработки, интерпретации полученных с помощью методик данных. Источником второй причины являются постоянные изменения человека во времени и в зависимости от ситуации. Третью причину связывают с надежностью сбора данных. Например, подвергается сомнению отсутствие влияния исследователя на сбор данных с помощью проективных методик.
В связи с действием выше описанных причин внимание ученых обращено к созданию инструментов способных обеспечить надежность применения, интерпретации проективных методик в психологической практике. Вместе с тем, как отмечают П.К. Обухова и О.В. Кожевникова, в психологии существует точка зрения, согласно которой, не стоит применять критерии объективности психометрических процедур к таким методикам как проективные [15, с. 677].
Анализ научной, учебной литературы позволил сделать вывод, что эффективное применение проективных методик предполагает соблюдения двух основных условий. Во-первых, данные методы должны быть обусловлены задачами конкретной программы психологического исследования. Во-вторых, результаты применения этих методик должны быть корректно проинтерпретированы. Выполнение этих условий фокусирует внимание к требованиям профессиональной подготовки практикующего психолога. Тем самым оправдан интерес к истории появления и развитию проективных методик, а также к теоретическим основам их применения.
Объектом исследования данной контрольной работы являются проективные методики.
Предметом исследования выступают теоретические основания проективных методик.
Цель исследования - описать теоретические основания проективных методик.
Выполнение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки создания проективных методик.
2. Охарактеризовать теоретические основания проективных методик.
3. Описать виды проективных методик.
В качестве методов исследования использовались следующие общенаучные методы: описание, анализ и обобщение.
Теоретические предпосылки появления проективных методик
Статус психологии как науки обусловлен решением вопроса о причинности. Внешние причины порождают содержание восприятия человека или причины скрытые внутри человека откликаются на воздействия извне и отражают его внутренний мир. Фрэнсис Гальтон известен тем, что подверг сомнению существованию так называемых «свободные ассоциации». Этот психолог посчитал, что данные ассоциации определяются прошлым жизненным опытом человека [3, 5, 15]. Ответ Ф. Гальтона на вопрос о причинности содержания восприятия послужил началом поиска ответа на вопросы познания влияния прошлого опыта человека на его настоящий опыт, а также поиском решения проблемы соотношения сознания и бессознательного в жизни человека.
Ученые В.Вундт и Ф.Гальтон были первыми в исследовании внутреннего мира человека помощью ассоциаций. Историки психологии определяют их как ученых, обративших внимание на возможности словесных ассоциаций выполнять роль научного метода психологии в решении проблемы соотношения роли наследственности и внешней среды в жизни человека [3-5]. Поиск психологами решения данной проблемы, а также ответа на вопрос о причинах психологической жизни человека стал историко-научным контекстом появления проективных методик, методологических принципов их применения, а также споров о их способности получать, прежде всего, научную информацию, валидности.
Принято считать, что именно Карл Густав Юнг, осмысливая ассоциативный эксперимент 1904-1905 гг, способствовал началу развития проективных методик. Он полагал, что эмоции, чувства человека влияют на его способность формировать какие-либо идеи, а также воспринимать те или иные идеи. В своей работе И.А. Шляпникова отмечает, что «именно К.Г. Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать изменения в экспериментальной деятельности» [7, С.5].
З. Фрейд также обращал внимание, что появление ассоциаций с трудом можно назвать свободными, спонтанными. Он ставил вопрос о необходимости обратить внимание как на объект, вызывающий ту или иную ассоциацию, так и на само влечение, проявляющиеся в отражении не сколько этого объекта, сколько в отношении к нему [3, 7].
В рамках данной работы стоит лишь обратить внимание, что спор между историками психологии о первенстве открытия проективных методик между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом - это выяснение с одной стороны, границ, возможностей познания проективной методикой, как самой природы человека, так и ее влечений. С другой стороны, этот спор затрагивает проблему концептуальных оснований психологического исследования взаимовлияния внешних и внутренних причин человеческой жизни.
Словесно-ассоциативный тест, предложенный К.Г. Юнгом, предполагал, что психолог будет в состоянии фиксировать не только ответы испытуемого, но и все изменения в его поведении, реакции, когда он слышал слово из списка. Проблема обоснованности научных результатов этого теста разделила научное сообщество на два лагеря.
Одна группа ученых рассматривала словесно-ассоциативный тест как методику, с помощью которой можно исследовать бессознательное человека. Для этой группы валидность проективных методик не подлежала сомнению. Однако анализ результатов применения Г. Кентом и А. Розановым этого теста при работе с пациентами страдающих эпилепсии позволяет сделать выод, что их ассоциации не отличаются от ассоциаций здоровых людей. Этот вывод обращал внимание на границы использования словесно-ассоциативного теста в качестве диагностической методики. Когда А. Розанов совместно с другими учеными психологами провели исследование ассоциаций детей разных возрастов, то было установлено, что уже к одиннадцати годам начинается дифференциация индивидуальных ассоциаций. Другими словами, имеются неизвестные психологические условия и факторы появления и развития динамики ассоциаций.
Другая группа ученых выступала в роли критиков надежности, валидности проективных методик. В своей работе «Проективные методы: дискуссии о научном статусе, возможностях развития и применения в клинической психологии» Бурлакова Н.С. отмечала, что критики проективных методик продолжают утверждать о необходимо отказаться от проективных методик. В качестве основой этой позиции Бурлакова Н.С. рассматривает успехи когнитивной психологии и результаты применения психометрической оценки [1].
Первая группа ученых, отстаивала идею целостного подхода к человеку и необходимости познавать глубину его индивидуальности. Вторая группа ученых заняла противоположную позицию, противопоставив целостности автономность, а глубине индивидуальности типичность проявления. В современной психологии первая группа ученых принадлежит феноменолого-герменевтической традиции, вторая группа ученных - это ученые, которые продолжают развивать идеи позитивисткой традиции. В этой ситуации проективные методики представляют собой пространство для решения проблемы познания соотношения сознания и бессознательного.
Ассоцианизм и психоанализ выступили, с одной стороны, теоретическими предпосылками появления проективных методик в арсенале практикующих психологов. С другой, спровоцировали интерес к разработке надежных, валидных и максимально объективных методов психологического познания сознания и бессознательного, их связи. Так, П.К. Обухова и О.В. Кожевникова отметили в своей статье, что «предположение о том, что выявление одних элементов психики (восприятий, эмоций, представлений, идей) при определённых условиях влечёт за собой обозначение других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым сначала предполагался скрытый двигатель личности, обобщённость влечений, не подвергнувшихся реализации, действующих из самых глубин психики. Проективные конструкции при этом начали рассматриваться как своеобразная связь между сознанием одного человека и бессознательным другого» [15, С. 679].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурлакова Н.С. Проективные методы: дискуссии о научном статусе, возможностях развития и применения в клинической психологии. / Бурлакова Н.С. // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2016. С. 38–53. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/med_psy_monograph/contents/burlakova (дата обращения 31.03.2024)
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. / Анастази А., Урбина С. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 688 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов./ Бурлачук Л.Ф. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
4. Проективная психология: учебное пособие. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.
5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. / Соколова Е.Т. — М.: МГУ, 1980. — 174 с.
6. Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. / Шапарь В.Б., Шапарь О.В. — Харьков : Неофит, ЛТД : Фортуна-Пресс, 1996. — 557 с.
7. Шляпникова И.А. Проективные методы диагностики: учебное пособие. / Под ред. Солдатовой Е. Л. — Челябинск: ЮУрГУ. 2005. — 71 с.
8. Абт Л.Э. Теория проективной психологии / Абт Л.Э. // Проективная психология: сборник трудов. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 519 с.; С . 30-54
9. Беллак Л. О проблемах концепции проекции / Беллак Л. // Проективная психология: сборник трудов. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 519 с.; С .10-29
10. Корнер А.Ф. Теоретическое исследование пределов возможностей
проективных методик / Корнер А.Ф. // Проективная психология: сборник трудов. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 519 с. URL: https://rulib.pro/read-book/190245-proektivnaya-psihologiya (дата обращения 3.04.2024)
11. Лазарус Р.С. Неопределенность и однозначность в проективных методиках / Лазарус. Р.С. // Проективная психология: сборник трудов. — М : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 519 с.; С .94-97
12. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности / Франк Л.К. // Проективная психология : сборник трудов. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 519 с.; С .68-83
13. Бутримова К.Ю., Васина Е.В., Федурина Е.А., Эрентраут В.А. Проективные методы диагностики в современных социокультурных условиях: Актуальные проблемы разработки и практики применения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektivnye-metody-diagnostiki-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah-aktualnye-problemy-razrabotki-i-praktiki-primeneniya (дата обращения 02.04.2024)
14. Колошко А.М. Проективный метод в современном психологическом исследовании личности // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1. URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=856 (дата обращения: 03.04.2024)
15. Обухова П.К., Кожевникова О.В. К вопросу о разработке и использовании проективных методов изучения личности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. №1(3). 2019. С. 677-685. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razrabotke-i-ispolzovanii-proektivnyh-metodov-izucheniya-lichnosti (дата обращения 31.03.2024)