Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на то, врожденными или приобретенными являются заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата, большинство из этих людей имеют похожие проблемы: трудности в передвижении, взаимодействии, самообслуживании. Основным характерным признаком является двигательный дефект, обусловленный задержкой формирования, недоразвитием, нарушением или утратой двигательных функций, имеющие различную степень выраженности:
• при тяжелой степени люди не способны овладеть навыками передвижения и манипулятивной деятельности. У них не сформированы навыки самообслуживания;
• при средней степени - люди могут ходить, но при передвижении отмечается неуверенность, чаще всего, они применяют специальные ортопедические приспособления. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме в силу нарушения манипулятивных функций;
• при легкой степени двигательных нарушений люди самостоятельно передвигаются, у них имеются навыки самообслуживания, развита манипулятивная деятельность, но могут наблюдаться нарушения походки.
Среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич (ДЦП).
Люди с церебральным параличом характеризуются отклонениями в психическом развитии. Психические процессы при данном заболевании имеют следующие общие черты: нарушение произвольного внимания, что негативно сказывается на функционировании всей когнитивной системы; истощение всех психических процессов, повышенная инертность. Характерными признаками когнитивного развития познавательной сферы людей с ДЦП являются: нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации внимания, его переключения и распределения (человек застревает на отдельных элементах), недостатки пространственного восприятия (сложности в пространственно-временной ориентировке).
Отклонения в формировании образной памяти вызваны нарушением восприятия. Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, но, так как эти функции у людей с данным заболеванием формируются с задержкой, то и данный вид памяти опаздывает в своем становлении. Люди с церебральным параличом запоминают яркие предметы и те, по которым можно создать большое количество ассоциаций. Наглядно-действенное мышление также формируется с большим опозданием, вследствие невозможности передвижения, или же его ограниченности. Так, человек познает мир на основании наблюдений и рассказах окружающих людей. Механизм нарушения восприятия у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата достаточно сложен. Вместе с патологией двигательной системы существенную роль играет недоразвитие сенсорной системы. Так, у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются отклонения в зрительном, слуховом и кинестетическом восприятии.
У людей с нарушением опорно-двигательного аппарата часто наблюдается своеобразие осязательного восприятия: тактильных, кожно-температурных, кожно-болевых и мышечно-суставных ощущений. Ведущий тип восприятия у людей с данным диагнозом — зрительный. При общении с человеком, который имеет определенные нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать особенности его восприятия: при взаимодействии с человеком с ведущей визуальной системой ему нужно представлять информацию в виде картинок, схем, таблиц, применять вместо слов изображения. Для личности с ведущей аудиальной системой - использовать диалог. Для человека с ведущей кинестетической системой - применять динамические паузы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Богданович Г.Н. Особенности социализации людей с диагнозом "детский церебральный паралич"//Научно-педагогический журнал "Учитель Алтая". – 2020. -№ 3. – с.77-88
2. Галкина Н.В. Особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата// Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. материалы всероссийской заочной конференции. – Екатеринбург, 2020. - С. 33-37.
3. Котова, Е. В. Особенности репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата / Е. В. Котова, М. Г. Спирин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86101/ (дата обращения: 26.03.2024).
4. Кубышенко А.С., Попова Е.В. Особенности нарушений письма и чтения у младших школьников с ДЦП// Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. - № 12. – с.71-73.
5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / сост. И общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2014– 384 с.