Фрагмент для ознакомления
2
Дневник наблюдений коррекционно-логопедических занятий
Протокол наблюдения № 1
Дата:
База практики: МБОУ «Средняя школа Вулканного городского поселения».
Учитель-логопед: ФИО.
Тип занятия: групповое
Класс: 1
Тема: "Путешествие в Страну Звуков"
Цели занятия: Развитие фонематического слуха, умение различать и воспроизводить звуки речи, улучшение артикуляционной гимнастики и коррекция звукопроизношения
коррекционно-образовательные:
- Обучение детей различению и воспроизведению звуков речи.
- Развитие умения анализировать звуковой состав слов.
- Обогащение словарного запаса через введение и закрепление новых слов с определёнными звуками.
- Формирование основ для навыков чтения и письма через звуковой анализ слов.;
коррекционно-развивающие:
- Стимуляция фонематического восприятия, улучшение способности к акустическому анализу и синтезу.
- Развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики, необходимых для четкого произношения звуков и формирования письменных навыков.
- Улучшение аудитивного внимания и памяти через игровые упражнения на запоминание и повторение звуковых сочетаний.;
коррекционно-воспитательные:
- Формирование у детей интереса к изучению звуков языка, желания учиться и самостоятельно преодолевать трудности.
- Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи в процессе выполнения групповых и парных заданий.
- Воспитание усидчивости, аккуратности в выполнении заданий, внимательности к деталям и умения концентрироваться на задаче.
- Стимулирование позитивного отношения к процессу обучения и коррекции, развитие уверенности в своих силах..
Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент. Игра "Здравствуй, Страна Звуков!" Вводный диалог с детьми о том, что сегодня они отправятся в удивительное путешествие в Страну Звуков, где узнают много нового о звуках и буквах.
Разминка (артикуляционная гимнастика):
- Игра "Мимы и жесты": дети подражают движениям и жестам, которые имитируют формирование различных речевых звуков.
2. Разминка (артикуляционная гимнастика) Игра "Мимы и жесты": дети подражают движениям и жестам, которые имитируют формирование различных речевых звуков
3. Основная часть - Упражнение "Волшебный мешочек": в мешочке находятся предметы, названия которых начинаются на определённый звук. Ребенок достаёт предмет и называет его, акцентируя внимание на начальном звуке.
- Игра "Звуковой лабиринт": дети преодолевают препятствия, правильно произнося звуки или слова.
- Упражнение "Магические картинки": выбор картинок, на которых изображены предметы, начинающиеся с определённого звука; это помогает закрепить звуковой анализ.
4. Физкультминутка Проведение небольших физических упражнений под веселую музыку для расслабления и поддержания внимания детей
5. Заключительная часть - Игра "Сказочное послание": ребенок составляет небольшой рассказ с использованием слов на определённые звуки, которые изучались на занятии.
- Обсуждение с детьми того, что им понравилось на занятии, и что было сложно.
- Проведение рефлексии и подведение итогов занятия.
6. Итог Тема и план занятия созданы таким образом, чтобы стимулировать речевое развитие через игру и творческую деятельность, что особенно важно для детей младшего школьного возраста. Работа со звуками, артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие фонематического слуха помогут детям не только улучшить произношение, но и подготовиться к освоению навыков чтения и письма.
Анализ логопедического занятия №1
03.03.2021 я просмотрела групповое занятие по коррекции устной речи в 1м классе на тему: "Путешествие в Страну Звуков".
Данное занятие было запланировано в системе коррекционной работы с группой детей, имеющих нарушения устной речи, обусловленные общим недоразвитием речи.
В занятии были поставлены следующие цели:
1. Формирование фонематического слуха: способность точно воспринимать, анализировать и различать звуки речи. Фонематический слух является основой для успешного освоения чтения и письма, поэтому его развитие стоит в приоритете на начальных этапах обучения.
2. Коррекция произношения: на занятии дети учатся правильному формированию и произношению звуков, что способствует устранению и коррекции уже существующих дефектов речи.
3. Развитие артикуляционной моторики: детям предлагаются упражнения на развитие гибкости, силы и координации артикуляционного аппарата.
4. Обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи: в ходе игр и упражнений дети знакомятся с новыми словами, учатся правильно их использовать в речи, формируют навыки построения предложений.
5. Развитие внимания, памяти и мышления: задания на занятии способствуют повышению когнитивных способностей детей, что положительно сказывается не только на обучении грамоте, но и на учебном процессе в целом.
6. Социализация: работа в группе помогает детям научиться взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки и чувство сотрудничества.
Методы и формы работы на таких занятиях разнообразны и включают в себя игры на внимание и слуховое восприятие, артикуляционную гимнастику, слоговые и звуковые анализы слов, разучивание скороговорок, чтение стихов и коротких текстов с целью обнаружения и анализа звуков.
Началось занятие с организационного момента, целью которого было развитие мелкой моторики пальцев рук детей и создание положительного настроя для активной работы на занятии.
На занятии применялись словесный, наглядный и тактильный приемы, виды деятельности сменяли друг друга.
Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой и подчинялись теме и целям занятия. Задания предлагались в порядке возрастающей сложности, с использованием обучающих и развивающих приемов с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный). Смена видов деятельности происходила поэтапно.
Кроме того, в занятие включены задания, направленные на совершенствование фонематического анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, мышления.
Дети были активно включены в коррекционный процесс, с интересом выполняли задания. Лексический и наглядный материал для занятия были подобраны с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
Реализация этих целей через разнообразные интерактивные упражнения и игры сделает процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным для детей. Такой подход помогает превратить занятия в приключение, в ходе которого каждый ребёнок делает открытия, учится новому и развивает собственные навыки и способности.
Дневник наблюдений коррекционно-логопедических занятий
Протокол наблюдения № 2
Дата: 03.03.2021
База практики: МБОУ «Средняя школа Вулканного городского поселения».
Учитель-логопед: ФИО.
Тип занятия: фронтальное
Класс: 1
Тема: «Исправляем звуки весело и играючи!»
Цели занятия:
коррекционно-образовательные: 1
1. Обучение правильному произношению звуков. Учить детей артикуляции и произношению определённых звуков, которые они произносят неправильно, с использованием наглядных пособий и упражнений на развитие моторики речевого аппарата.
2. Повышение фонематического слуха. Разработка упражнений на распознавание и дифференциацию звуков в словах, что способствует улучшению произношения.
3. Расширение словарного запаса. Включение упражнений и игр, направленных на обогащение словаря детей словами с проблемными звуками, для практики корректного их произношения в речи.
коррекционно-развивающие:
1. Развитие речевого дыхания и голоса. Использование дыхательных упражнений для укрепления дыхательных путей и голоса, что необходимо для чёткого произношения звуков.
2. Стимуляция аудиального и визуального восприятия. Привлечение внимания к звукам и буквам через слуховые и зрительные игры, способствуя лучшему их усвоению.
3. Развитие мелкой моторики. Проработка мелкой моторики через игры и занятия, так как она напрямую связана с развитием речевых навыков.
коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание усидчивости и внимания. Учить детей концентрации на упражнениях и заданиях в течение всего занятия, что поможет им не только в коррекции звукопроизношения, но и в учебе в целом.
2. Формирование положительного отношения к занятиям логопедии. Обеспечение позитивного и весёлого опыта от занятий, чтобы дети стремились к исправлению своего произношения и воспитанию усердия.
3. Развитие социальных навыков. Способствование взаимопомощи и поддержке между детьми в процессе исправления речевых недостатков, что способствует взаимопониманию и укреплению классного коллектива.
Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент. Занятие начинается с приветствия и создания позитивной и дружественной атмосферы. Учитель (логопед) объясняет цели занятия и активизирует внимание детей, предлагая принять участие в особой "миссии" - научиться правильно произносить некоторые звуки.
2. Введение в тему В качестве вводной части может быть использована короткая история или сказка, герои которой сталкиваются с трудностями в произношении определенных звуков. После истории логопед предлагает детям помочь героям, "исправляя" звуки весело и играючи.
3. Разминка - Разминка для артикуляционного аппарата. Упражнения для губ, языка, нёба для подготовки к активной работе над звуками (например, "делаем звуки как автомобили", "призываем дождь", "смеемся как чипмунки").
4. Исправление звуков Исправление звукопроизношения через игры. Могут быть использованы различные игры и упражнения, направленные на правильное произношение звуков, такие как "магический микрофон" (говорение слов с определенными звуками в импровизированный микрофон), "звуковой пазл" (составление слов из слогов и звуков), "охотники за звуками" (нахождение и выделение нужных звуков в словах).
5. Дидактические материалы Работа с дидактическими материалами. Использование карточек, картинок и других пособий для зрительного восприятия и ассоциации звуков с изображениями.
6. Физкультминутка Для разгрузки и отдыха между активными этапами работы. Включает в себя простые физические упражнения, направленные на общее расслабление и улучшение дыхания, такие как "кто выше подпрыгнет", "веселые статуи" или "дыхательная гимнастика".
7 Итоги На заключительном этапе логопед подводит итоги занятия, отмечая успехи детей и их активное участие. Возможно, просмотр видеозаписи работы детей или вручение маленьких наград всем участникам за старания и достижения. Учитель предлагает детям поделиться своими ощущениями и высказать, что им понравилось больше всего и что они научились делать. Также уточняются домашние задания (если предусмотрены) для закрепления работы над звуками.
7. Слоговой анализ. Игра «Потерянные буквы»
описание
8. Итог описание
Анализ логопедического занятия №2
03.03.2021 я просмотрела фронтальное занятие по коррекции устной речи в 1м классе на тему ««Исправляем звуки весело и играючи!».
Данное занятие было запланировано в системе коррекционной работы с группой детей, имеющих нарушения устной речи, обусловленные общим недоразвитием речи.
Цель занятия – игровым и веселым способом помочь детям исправить ошибки в произношении звуков
Цель занятия:
- Исправление и закрепление правильного произношения затруднительных для учеников звуков.
- Развитие фонематического слуха, внимания и памяти через игровые методы.
- Повышение мотивации к исправлению дефектов речи у детей через веселые и интерактивные задания.
Задачами занятия были обучение детей правильному произношению звуков в игровой форме, развитие способности различать звуки в словах, закрепление умения правильно произносить исправленные звуки в словах, предложениях и небольших текстах.
Началось занятие с организационного момента, целью которого было развитие мелкой моторики пальцев рук детей и создание положительного настроя для активной работы на занятии.
На занятии применялись словесный, наглядный и тактильный приемы, виды деятельности сменяли друг друга.
Были использованы следующие методы и приемы:
- Игровые упражнения на произношение звуков.
Артикуляционная гимнастика.
- Слушание и повторение звукоподражаний.
- Фонематические игры.
- Работа с дидактическим материалом и иллюстрациями.
Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой и подчинялись теме и целям занятия. Задания предлагались в порядке возрастающей сложности, с использованием обучающих и развивающих приемов с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный). Смена видов деятельности происходила поэтапно.
Кроме того, в занятие включены задания, направленные на совершенствование фонематического анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, мышления.
Дети были активно включены в коррекционный процесс, с интересом выполняли задания. Наглядный материал для занятия были подобраны с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
Занятие помогает сделать процесс исправления звукопроизношения увлекательным и менее утомительным для детей, прививая им интерес к правильной речи и самосовершенствованию.
Показать больше