Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Номинализм, реализм и концептуализм в средневековой философии.................. 3 2 Проблема движения в философии. Основные формы движения материи ............ 6 3 Понятия человек, индивид, индивидуальность, личность .................................... 9 Список использованной литературы...................................................................... 12
Фрагмент для ознакомления
2
Активные дебаты в средневековой философии по поводу существования бога привели философов к еще одной актуальной гносеологической проблеме – проблеме отношения общего и отдельного. Они задавались вопросом о том, какие значения имеют общие понятия в процессе познания и как их сравнивать с понятиями, связанными с конкретными предметами и явлениями.
Философы давно заметили, что человек ощущает своими органами только отдельные вещи – они видят одно яблоко, но не все фрукты, они могут потрогать один огурец, но не все овощи. Однако в повседневной речи и мышлении играют важную роль общие понятия, такие как «человек», «товары», «деньги», «животные», «овощи» и «фрукты».
Что же такое общие понятия? Являются ли они пустыми словами или терминами, лишенными содержания и бесполезными для познания, или же они имеют реальное существование в природе и обществе? Может
быть, универсалии существуют независимо от вещей в вечном мире идей, как считал Платон?
В ходе обсуждения смысла и значения общего и отдельного, или «спора об универсалиях», средневековая философия сформировала два основных направления – реализм и номинализм. Представители этих направлений дали противоположные ответы на вопрос о значимости общих и индивидуальных понятий в процессе познания.
Номинализм в средневековой философии является одним из основных направлений в теории познания, которое выделяет конкретные имена и понятия как основные реальности в мире. Противопоставляясь универсализму, номинализм утверждает, что все универсальные понятия, такие как «человек», «дерево» или «правда», являются всего лишь абстракциями, созданными умом и не существуют независимо от конкретных объектов и ситуаций.
Номиналисты полагают, что истинны и значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные вещи. Они считают, что универсалии не имеют реального прототипа вне мышления и представляют собой лишь формы мысли. Французский философ Иоганн Росцелин первым изложил идеи номинализма в средневековой философии, за что был осужден церковным собором в Суассоне в 1092 году. Но наиболее глубокое обоснование номиналистических идей было дано английским философом Уильямом Оккамом, которого за свое совершенное владение искусством спора называли непобедимым доктором. Согласно его учению, понятия и универсалии существуют только в нашем разуме и являются продуктом нашего языка, а не реальной природы вещей. Он отвергал существование универсалий вне ума и их объективную реальность, что противоречило доктрине аристотелевского реализма.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Губин, В.Д. Основы философии: Учеб. пособие. – 2-е изд; – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 288 с.
2 Евстратов, В.Д. Человек. Общество. История: учебное пособие / В.Д. Евстратов. – Казань: Изд-во Казанского гос. технического ун-та им. А.Н. Туполева, 2007. – 105 с.
3 Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов. В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 519 с.
4 Сабирзянов, А.М. История философии: краткий экскурс. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан.гос.тех.ун-та, 2011. – 72 с.
5 Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Спиркин. – Изд. 2-е. – Москва: Гардарики, 2008. – 735 с.
6 Философия: Учебник / Под редакцией В.Н. Лавриненко В.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юристъ, 2004. – 520 с.