Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Игра играет важную роль в развитии детей, в том числе и детей с нарушениями слуха. Дети с такими нарушениями могут испытывать трудности в общении и социализации, поэтому игровая деятельность является одним из способов помочь им развивать навыки общения, взаимодействия и социальной адаптации.
Формирование игры у дошкольников с нарушениями слуха имеет свои особенности, которые нужно учитывать при планировании и проведении игровых активностей. Важно помнить, что такие дети могут иметь ограниченные возможности в общении, понимании речи и восприятии звуков, поэтому игры должны быть специально адаптированы для них.
Особенности формирования игры дошкольников с нарушениями слуха могут включать в себя использование специализированных игрушек и материалов, а также разработку специальных методик и приемов для обучения игре.
В данной работе будет рассмотрено содержание игры для детей с нарушениями слуха, а также методики и приемы, способствующие их развитию через игровую деятельность. Также будет рассмотрено влияние игры на социализацию и общение детей с нарушениями слуха.
1. Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха.
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те, стороны развития не слышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом [9, с. 78].
Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.
Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Возможно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспитателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; б) трудности общения в процессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) отношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия [1, с. 89].
Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.
Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра [10, с. 99].
Игра играет ключевую роль в развитии ребенка с нарушением слуха, поскольку:
Социальное взаимодействие: Игра способствует развитию навыков социального взаимодействия, общения и сотрудничества у детей с нарушением слуха. Они могут учиться эмпатии, распознавать эмоции через жесты и мимику, что важно для их взаимодействия с окружающими.
Коммуникация: Игра является эффективным способом развития навыков коммуникации у детей с нарушениями слуха. Через визуальные и тактильные методики они могут выражать свои мысли, чувства и желания.
Развитие творческого мышления: Игра способствует развитию творческого мышления и воображения у детей с нарушениями слуха. Они могут придумывать свои собственные игровые сценарии и взаимодействовать с окружающим миром через творческие подходы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст] : программы для специальных дошкольных учреждений / Л. А. Головчиц [и др.]. — М. : Просвещение, 1991. — 156 с.
2. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. – 351 с.
3. Иванова, Е. А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Книга для логопеда [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Иванова. — М. : Сфера, 2007. — 176 с.
4. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста [Текст] / И. В. Королева. — СПб. : КАРО, 2005. — 280 с.
5. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида [Текст] : пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. — М. : Владос, 2004. — 134 с.
6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146
7. Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха [Текст] / И. А. Михаленкова, Н. В. Анисимова, Н. В. Мирошниченко, К. В. Дроздовская — СПб. : КАРО, 2006. — 216 с.
8. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: учеб. пособие для СПО / И. В. Патрушева; Тюменский государственный университет. — М.: Издательство Юрайт, 2019 — 132 с.
9. Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой - 448 стр. (Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии).
10. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. — М.: КНОРУС, 2016 — 112 c.