Фрагмент для ознакомления
2
1. Плановые показатели, нормы и нормативы
Плановые документы разрабатываются на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов.
Показатель – это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений.
Показатель плана – это выраженная числом характеристика свойства экономического объекта.
Основные свойства плановых показателей:
- достоверность: то есть точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления;
-достаточность – полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции;
- однозначностью – не допускать различных толкований, не быть двусмысленными;
-свойствами меры: то есть быть измеряемыми и вполне определенными;
-сопоставимость: способностью разукрупняться и быть сопоставимыми;
- оперативность: – своевременно поступать к разработчику плана;
- гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования;
- экономичностью: минимум затрат на сбор и обработку.
В зависимости от содержания плановые показатели подразделяются на следующие основные группы: натуральные и стоимостные, количественные и качественные,
Количественные показатели - в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко-часах и др.) отражают объемы производства товарной продукции, прибыли, численность работающих и т.д.
Качественные показатели – относительные величины, например, повышение производительности труда, прирост эффективности, снижение затрат и др., выражающие соотношение между количественными показателями.
Следует иметь ввиду, что качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные – качественную сторону.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержания плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара, - в литрах, килограммах, метрах и т.д.
Для сопоставления объемов однородных товаров различного качества в планах применяют условно-натуральные показатели, в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов. (например, все виды мыла в 40% жирности и т.д.).
Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.
Нормы и нормативы.
Норма - это максимально допустимая плановая величина абсолютного расхода средств производства и живого труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ.
Норматив - это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования.
Нормы и нормативы принимаются в качестве исходных величин для разработки всей системы плановых показателей предприятия. С их помощью регулируется, планируется и контролируется вся производственно-хозяйственная деятельность.
Нормативный метод планирования заключается в разработки планов на основе норм расходов ресурсов: труда, материальных и энергетических ресурсов, капитала и информации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник / В. А. Горемыкин. Москва: Юрайт, 2012. 704 с.
2. Салько Д.Ю./Планирование на предприятии: учебное пособие / Д. Ю. Салько; СПбГТИ(ТУ). Каф. менеджмента и маркетинга. - Электрон. текстовые дан. - СПб. : [б. и.], 2016. - 75 с. : ил. - Библиогр.: с. 74. - Б. ц.
3. Афитов Э. А. Планирование на предприятии: учебное пособие / Э. А. Афитов. Минск: Высшая школа, 2009. 285 с.
4. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л. Е. Басовский. Москва: ИНФРА-М, 2011, 260 с.
5. Бухалков М. И. Планирование на предприятии: учебник / М. И. Бухалков. Москва: ИНФРА-М, 2008. 416 с.
6. Вайс Е. С. Планирование на предприятиях (организациях): учебное пособие / Е. С. Вайс. Москва: КНОРУС, 2012. 336 с.
7. Практикум по планированию на предприятии: учебное пособие / Т. П. Тихомирова. 2-е изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 136 с.
8. Зимина Л.Ю./Методологические основы внутрифирменного планирования: Учебное пособие. – Ульяновск, УлГУ, 2007 – 115 с. Стр 66