Фрагмент для ознакомления
2
1. Какова специфика религии?
Религия представляет собой значительный феномен культурной жизни обществе, осуществляя большое количество социально значимых функций. Есть много определений понятия «религия», в случае соединения которых представляется возможным сформулировать достаточно длинное определение.
Религия - это
1. взгляды на мир, основывающиеся на вере в Бога, духов, божества, призраков и иных сверхъестественных существ, которые сотворили все на Земле и самого человека;
2. действия, которые составляют культ, в котором религиозный человек непосредственно выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения посредством жертвоприношения, молитвы и т.п.;
3. правила и нормы поведения, которым обязан следовать человек в своей повседневной обычной жизни;
4. объединение верующих людей в одну организацию (в науке подобное объединение принято называть конфессией, а в народе - церковью, сектой, общиной и т.п.) [2].
На протяжении всей истории человечества религиозные взгляды существенно изменялись. Представляется возможным выделить три основных этапа - ранние религиозные воззрения (обожествление сил природы и животных, почитание духов), формирование национальных религий (особые представления, которые свойственны, как правило, одному народу) и образование мировых религии (религиозные взгляды, которые имеют приверженцев среди людей разных национальностей и непосредственно ориентированные на все человечество).
Религия является одним из наиболее древних социальных институтов. Она возникла раньше института семьи и государства. Первые религиозные верования появились из-за потребности людей в объяснении разнообразных явлений природы. Далее начала активным образом развиваться наука и объяснительная функция непонятных человеку явлений перешла к ней. При этом религия только сохранила социальный функционал.
В итоге можно дать следующее определение понятию религия - это особого вида тип мировоззрения, который основывается на вере человека в сверхъестественное, а также разнообразные организации, посредством которых религиозные идеи и символы продолжают существовать, в качестве примера, церковь.
В структуре религии следует выделить несколько главных элементов:
1 общины (группы) верующих;
2 священные понятия (таинства) - разнообразные явления, которые имеют непосредственную связь с миром сверхъестественного;
3 вероисповедание;
4 ритуалы;
5 представления о праведном виде жизни.
Структура религии заключается в системе поведенческих образцов и ценностей. Первый уровень выступает комплексом ценностей, верований и символов, которые содержаться в священных писаниях. Именно данные тексты длительный период времени выступали для людей в качестве основных источников познавательной информации об окружающей их действительности и мире. Каждая религиозная идея на эмоции верующих производит сильнейшее воздействие [5].
В результате у людей складывается особое восприятие реальности, которая их окружает. Верования и знания в религии представляют собой целостные системами. В первую очередь они основываются на вере, а не на разуме. Стоит отметить, что в их состав входят и человеческие общепринятые ценности. Благодаря этому религия стимулирует процессы интеграции и стабилизации общества.
Поведенческий уровень данного института значительным образом отличается от поведения человека в других сферах жизни. В первую очередь это непосредственно связано с наличием в поведении религиозного вида достаточно сильных эмоций. Поэтому подобное действие может считаться нелогичным и иррациональным.
Несмотря на существующие различия в содержании, все без исключения религии выстраиваются на основных принципах, которые также могут составлять её структуру:
существование единого бога (или множества богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, которые происходят в мире;
наличие определенных догматов, которые необходимо придерживаться чтобы избежать греха;
выполнение символического вида действий, подчеркивающих причастность к богу (или множеству богов);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин, Д. А. Религиоведение. Краткий курс лекций / Д.А. Аникин. - М.: Юрайт, 2015. - 208 c.
2. Борунков, Ю. Ф. Основы религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов. - М.: Высшая школа, 2016. - 480 c.
3. Ерина, Е. Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 309c.
4. Куликова H.H. Критика утилитаристских концепций морали,- М.: «Знание», 2011.-264с.
5. Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов – М.: Изд-во Политической литературы, 2011. – 387с.
6. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. - 192c.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. М., «Развитие» переизд» 2015 - 479 с.
8. Шварцман К.А. Современный утилитаризм в этике: иллюзии и реальность// Вопросы философии, 2008. №8. - 209с.