Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Гуманитарные дисциплины играют важную роль в жизни современного социума, возможно, даже более важную, чем принято об этом думать. В результате изучения гуманитарных дисциплин не только расширяется кругозор и умение выражать свои мысли складно и так, чтобы было понятно окружающим, гуманитарные знания позволяют специалистам различных областей — технических, производственных или финансовых анализировать стоящие перед ними проблемы под более широким взглядом, комплексно подходить к решению той или иной задачи.
Искусство также играет свою важную роль, являясь значимой частью гуманитарного знания. В этом контексте подготовка специалистов, по роду своей деятельности являющихся посредниками между искусством и зрителем, приобретает особенное значение. Вызовы сегодняшнего дня, связанные как с внедрением интернет-технологий во все сферы жизни, так и с глобальными изменениями в мировой социально-общественной конфигурации, ставят вопрос о необходимости институционального подхода к образованию, в том числе связанного с наукой об искусстве, чему и посвящена данная работа.
Объект исследования — искусствоведческие дисциплины
Предмет исследования — методика преподавания дисциплин, связанных с теорией и историей искусства
Цель исследования — определить направления, знания, навыки и методику преподавания искусствоведческих дисциплин, наиболее соответствующих вызовам современности
Для решения поставленной задачи, необходимо
— проанализировать существующие сегодня принципы и методы преподавания искусствоведческих дисциплин
— выявить современные методы преподавания с точки зрения возможности их использование в преподавании искусствоведческих дисциплин
— сформулировать новые принципы преподавания, адаптированные к новым условиям.
Актуальность данной темы «Методика преподавания искусствоведения» заключается в острой необходимости формирования профессиональных знаний, методик и навыков преподавания искусствоведения, отвечающих вызовам сегодняшнего дня.
Методы исследования — общенаучные: общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), теоретические и эмпирические.
Результаты, полученные в итоге работы помогут глубже понять цели, задачи, и методологию преподавания искусствоведческих дисциплин и тем самым скорректировать существующую методику.
Работа состоит из вступительной части, двух глав и заключения, дополненных списком использованных источников
ГЛАВА I. ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СЕГОДНЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
1.1. Сложившийся опыт и традиции преподавания искусствоведческих дисциплин
Профессия искусствоведа в сравнении, например, с философией— относительно молодая. Основоположником современного искусствознания считается Д. Вазари. Само искусствоведение выделилось в самостоятельное научное направление только в XVIII веке, благодаря подвижнической деятельности И. Винкельмана — немецкого антиквара и любителя истории, издавшего свой трактат «История искусств древнего мира», в котором была описана история развития искусства. Сроки начала преподавания истории искусства как научной дисциплины рознятся в различных университетах. Временем, когда история искусства заняла достойное место в учебных планах европейских университетах, чаще всего называется вторая половина XIX в. — начало XX в. Ближе к концу XIX столетия искусствознание стали преподавать и в России. Структурно наука об искусстве состоит из трех составляющих, тесно взаимодействующих друг с другом и опираются на эстетику: история искусств, теория искусств и художественная критика. Каждая из этих наук подвергает анализу отдельную сторону или область искусства в его связях с конкретными социальными явлениями. «Эстетикой искусство рассматривается как система, состоящая из трех элементов:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнян Ю.И. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гумани- тарного образования // Педагогика в высшей школе. Интерактивные технологии в образовании и культуре. Труды СПбГУКИ. Серия Studium, вып. 1. Том 200/2013. – СПб.: Издательство СПбГУКИ, 2013. – С. 174–185.
2. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.
3. Башмаков М.И. Продуктивное обучение в России // Контент-платформа Pandia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78/034/22656.php (дата обращения: 10.05.2024).
4. Боронина Н.В. Система культурно-досуговой деятельности научных библиотек в эпоху цифровизации: что предложить читателю // Научные и технические библиотеки. 2020. № 8. С. 39–50.
5. Блинова, Е.К. Программа учебной дисциплины «Введение в искусствознание»: рукопись. – СПб., 2010.
6. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. – 1993, No 1–2. – С. 49–62.
7. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; под ред. Г.Н. Поварова. 2-е изд. – М.: Наука; Главная редакция изданий для зару- бежных стран, 1983. – 344 с.
8. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Самосознание мировой культуры. – СПб.: Петрополис, 1999. – 420 с.
9. Гольдман, И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании России: 1990-2000-е гг.: авто- реф. дис. ... д-ра наук. – СПб., 2008.
10. Демин В.П. О перспективах развития художественного образования (доклад на заседании президиума РАО 21.01.2010 г.) // Проблемы современного образования. 2010. № 1. С. 26–32.
11. Демкин В.П., Можаева Г.В. Гуманитарное образование в информационном обществе // «Гуманитарная информатика». – Интернет-ресурс. Режим доступа: www.huminf.tsu.ru/jurnal//(дата обращения: 10.05.2024)
12. Зонтаг С. Мысль как страсть. – М.: Русское феноменологическое общество, 1997. – 208 с.
13. Каган, М.С. Искусствознание и художественная критика. – СПб., 2001.
14. Криулина А.А. Симбиоз науки и искусства: гносеологические возможности // Творчество: наука, культура, жизнь: материалы Всерос. науч. конф., посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. (г. Москва, 24–25 сент. 2015 г.). М.:Институт психологии РАН, 2015. С. 223–227.
15. Культура РФ: [сайт]. URL: https://www.culture.ru/live (дата обращения: 10.05.2024).
16. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.
17. Рахимбаева И.Э., 2022 [Электронный ресурс] научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».№ 2(79). www.grani.vspu.ru (дата обращения: 10.05.2024)
18. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразоват. учреждений. – М., 2012.
19. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/681488 (дата обращения: 10. .05.2024).
20. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления»). [Электронный ресурс]. URL: http://voppsy.ru/issues/1993/931/931024.htm (дата обращения: 10.05.2024).