Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.
Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.
Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.
1.Возникновение древнерусской литературы
В культурном отношении Киевская Русь в XI-XII вв. высоко стояла в ряду государств Европы. Письменность была известна на Руси с начала X в. и применялась в официальных сношениях Руси с Византией. Но особенно широкого распространения письменность достигла с принятием христианства. После крещения Киевская Русь получила сравнительно богатую славянскую литературу из Болгарии. Помимо готовых переводов греческих книг на болгарский язык, близкий к русскому, из дунайской Болгарии поступали оригинальные болгарские сочинения. При Ярославе само государство начинает принимать меры не только к насаждению простой грамотности, но и к распространению в более широких общественных кругах знаний, необходимых для осуществления государственных задач. Ярослав, по словам летописи, заботился не только о переписывании книг, но и о переводе их с греческого языка .
Киевский митрополит Илларион имел основание, обращаясь к киевскому обществу, сказать, что он видит не людей несведущих, а «до излиха вкусивших сладости книжной». Книга на Руси XI в. была очень распространена. Летописец пишет, что книги «суть реки, напоящие вселенную». Книгу любили и ценили, заботились о её внешности. От XI в. дошло несколько великолепных экземпляров рукописных книг: «Остромирово евангелие» (1056-1057), «Изборник» князя Святослава Ярославича (1073).
Через переводную с греческого литературу проникали в Киевскую Русь начатки схоластической византийской науки.
По переводной «Книге святых тайн Еноховых», по «Шестодневу» Григория Богослова, по «Космографии» Козьмы Индикоплова русский читатель XI в. знакомился с господствовавшими в византийской схоластической науке представлениями о природе, космографии и географии. Сведения по всемирной истории черпались из греческих хронографов. Греческий хронограф Георгия Амартола был переведён на Руси. В XI в. возникали и оригинальные русские произведения. На первом месте среди них следует поставить «Повесть временных лет» (XI- XII вв.), которая является попыткой ответить на вопрос «откуда есть пошла земля Руская». Это первый труд по истории Руси.
В Киевской Руси возник и особый род литературы - «жития святых». В конце XI или начале XII в. была составлена повесть об убиении Бориса и Глеба; крещение Владимира послужило также предметом для нескольких повестей, которые дошли до нас не в первоначальном виде. К XI в. относится литературная деятельность монаха Нестора, одного из первых русских историков и писателей. Его перу, кроме одной из редакций «Повести временных лет», принадлежат «Чтение о князьях Борисе и Глебе» -политическое произведение, направленное против раздробления Руси и феодальных войн, и «Житие Феодосия Печерского». В начале XIII в. был составлен «Печерский Патерик», т. е. собрание биографий наиболее видных монахов Киево-Печерского монастыря, замечательное произведение, характеризующее общество Киевской Руси XI-XIII вв.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси XI-XIV вв.. - М.: Издательство Академии наук СССР., 1960. - 488 с.
2. Кусков В.В. Древнерусские предания (XI-XVI вв.). - М.: Советская Россия, 1982. - 368 с.
3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - Высшая школа, 1989. - 400 с.
4. Остапенко И. Древнерусские повести. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. - 271 с.
5. Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. - М.: Академический проект, 2016. - 495 с.
6. Творогов О.В. Древнерусские хронографы. - М.: Наука, 1975. - 322 с.