Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Национальный состав населения Алтайского края многообразен, уровень самосознания
этнических общностей достаточно высок, в результате чего имеет место интеграционный
ресурс края, присутствует позитивный вектор для дальнейшего развития межнациональных
отношений. Особенностями демографического развития Алтайского края, в частности,
структурой миграционных потоков, определяются характеристики ситуации в сфере
межнациональных отношений.
Следствием многонационального характера общности является наличие достаточного
количества угроз национальной безопасности государств. Все чаще этническое многообразие
становится предметом исследования в области социальной и культурной антропологии,
благодаря его изучению лучше понимаются принципы функционирования общества,
государственности и управления, предотвращения и решения социальных конфликтов разного
типа и уровня.
1. Описание этнической структуры населения Алтайского края
На 01.01.2018 население Алтайского края оценивается в 2 365 361 человек , оно представлено
более 140 народностями, 20 религиозными направлениями. Большая часть народов края на
3
протяжении многих веков жили в мире и согласии, вносили посильный вклад в его историю,
развитие экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов. В
Алтайском крае имеются места компактного проживания немцев, украинцев, кумандинцев,
мордвы, казахов, татар. Особенности демографического развития Алтайского края, в частности,
структура миграционных потоков, определяют характеристики ситуации в сфере
межнациональных отношений. По данным УФМС России по Алтайскому краю на протяжении
последних лет в области социальных международной миграции фиксируется миграционный
прирост, причем подавляющее большинство данного прироста составили граждане стран СНГ,
выходцы из Казахстана, Украины, Армении, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии . При этом
демографическая и миграционная ситуация, сложившаяся в Алтайском крае, как и в России в
целом, по-прежнему остается достаточно сложной социально. Это проявляется в наличии
устойчивой тенденции ежегодного сокращения населения, что не может не оказывать
разрушающего влияния на состояние межнациональных отношений. Мигранты, которые
заменяют коренное население, при этом имеют низкий уровень образования, знания русского
языка, общероссийских социально-культурных ценностей и правил общественного поведения
порождают мигрантофобию.
2. Анализ действующих региональных нормативно-правовых актов и специальных программ в
сфере межнациональных отношений
В Алтайском крае приняты нормативные правовые документы, направленные на реализацию
региональной национальной политики, развитие правовых основ взаимодействия органов
исполнительной власти с национально-культурными общественными и объединениями, такие
как Постановление Администрации Алтайского края от 20 апреля 2010 года № 159 «О Совете
по этнокультурному развитию Алтайского края», Постановление Администрации Алтайского
края от 22 июня 2011 года № 341 «О комиссии Алтайского края по противодействию
экстремизму», распоряжение Администрации Алтайского края от 19 декабря 2013 года № 478-
р «Об утверждении регионального является плана мероприятий феврале по реализации в
Алтайском крае в 2013 края – 2015 года Стратегии государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года», Постановление Администрации Алтайского
края от 31 декабря 2014 года № 602 «Об утверждении государственной программы Алтайского
края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015
страны – 2019 годы», распоряжение Администрации Алтайского края от 05 августа 2015 года №
220-р «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации рамках в Алтайском
крае в 2016 – 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года», Постановление Администрации Алтайского края от 26
августа 2015 года № 343 «О Совете интересов по вопросам реализации государственной
национальной оценкой политики Алтайского края», Постановление Администрации Алтайского
края от 24 февраля 2016 года № 52 «Об утверждении положения о взаимодействии
уполномоченных представителей стран коренного малочисленного народа Алтайского края с
органами исполнительной власти Алтайского края», а также иные нормативные правовые акты
в отношении коренных малочисленных народов Севера и российского казачества.
Для содействия этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Алтайского
края, используются ресурсы подпрограммы 5 «Поддержка социально ориентированных
некоммерческих организаций» государственной программы Алтайского края «Социальная
4
поддержка граждан» на 2014-2020 годы, которая предусматривает в числе прочего меры по
развитию межнационального сотрудничества. В частности, такая работа проводится в рамках
грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных
некоммерческих организаций, где в качестве дальнейшего приоритетного направления
Губернатором Алтайского края утверждено и ежегодно сохраняется «Межнациональное
сотрудничество», практикуется выделение субсидий на содействие реализации проведению
мероприятий в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных
отношений.
3. Оценка состояния межэтнических отношений в Алтайском крае
В 2017 году на территории Алтайского края было проведено социологическое исследование,
направленное на оценку населением выраженности проявлений толерантного, уважительного
либо конфликтного, дискриминационного отношения к представителям различных
национальностей в социальном пространстве Алтайского края. В нем было принято участие
1200 респондентами, среди них 45% мужчин и 55% женщин, в возрасте 15-29 лет обследовано
26,1% респондентов, 30-49 лет — 37,9% и 50 лет и старше — 36,1% респондентов .
Респондентам был предложен 21 признак, которые оценивались в соответствии со степенью
его выраженности по 10-балльной шкале (от самой низкой — 1 балл, до самой высокой
степени проявления — 10 баллов). Для того, чтобы максимально полно обеспечить описание
различных сторон и этнических проявлений в жизни жителей региона в ходе проведения
процедуры шкалирования применялись утверждения различной модальности и
интенсивности.
Содержание утверждений негативного характера:
— когнитивные элементы в виде предрассудков, мешающих установлению дружеских
отношений;
— вербальные формы проявления этнических установок в виде недружелюбных или
враждебных высказываний о представителях другой национальности или вероисповедания;
осуждения межнациональных браков, оскорбления, угроз в адрес представителей иной
этничности;
— особенности поведения в виде соперничества за лидерство среди представителей разных
национальностей, хулиганских действий на межнациональной основе, физического насилия.
4. Рекомендации и предложения по совершенствованию национальной политике в Алтайском
крае
В ходе мониторинга сайтов муниципальных образований Алтайского края установлено, что в
последних отсутствуют муниципальные программы, которые будут обеспечивать
взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти, в том
числе правоохранительными, и институтами гражданского общества в сфере
межнациональных отношений, а также проводить разъяснительную работу с населением о
5
необходимости укрепления межнационального (межконфессионального) согласия, его
общественной важности, а также формирования уважительного отношения лиц, проживающих
и пребывающих на территории муниципального образования, к культурным, религиозным,
социальным и бытовым ценностям многонационального российского общества, соблюдения
прав и свобод человека. В связи с этим полагаем, что целесообразно составить методические
рекомендации для муниципальных образований, в которые включить комплекс мероприятий,
как организационного, так и информационного характера.
Заключение
С точки зрения национального и культурного отношения в России происходит динамичный,
многоуровневый и весьма противоречивый процесс, находящийся под влиянием множества
факторов, таких как исторические, культурные, религиозные, экономические, геополитические,
правовые и т.д.
На протяжении последних несколько лет государственными властями предприняты
значительные усилия, направленные на обеспечение межнационального и
межконфессионального согласия в стране, инициацию важных мероприятий, целью которых
является упрочнение межэтнических связей, преодоление межнациональной розни и
напряженности, создание прочных основ для дальнейшей интеграции и солидаризации всех
этнокультурных слоев и групп, составляющих российскую нацию.
Показать больше