Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Перед современной школой стоит непростая задача. С одной стороны, в современном обществе для получения хорошего квалифицированного образования необходим высокий интеллектуальный уровень развития. Но и с другой стороны, мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям.
Одним из актуальнейших направлений развития современной России стало патриотическое воспитание подрастающего поколения. Правовое закрепление указанные тенденции находят в государственных документах по образованию и воспитанию. Патриотизм рассматриваются в качестве одного из основных ориентиров в воспитании.
В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон в Российской Федерации «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и т. д.) выделены приоритетные направления развития образования, среди которых центральными являются развитие воспитательного потенциала образовательного процесса, создание условий для эффективного патриотического воспитания.
Таким образом, анализ государственных документов показывает, что патриотическое воспитание является приоритетным направлением образовательной политики Российской Федерации.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
1. Понятие патриотизма и патриотическое воспитание
Тема «патриотизма» весьма и весьма сложна для обсуждения, поэтому нашему обсуждению будет подвергнут только процесс воспитания патриотизма. Однако, прежде этого было бы разумным остановиться на определении самого понятия «патриотизм».
Патриотизм – понятие чрезвычайно субъективное. По этой причине невозможно привести общепринятого объяснения этому слову. Кроме того, «патриот» – слово из высокой нравственной лексики и, следовательно, достаточно редкого употребления. С точки зрения нравственности, рассуждения на тему любви и преданности своему Отечеству могут считаться просто нескромными.
С другой стороны, самоотверженность в любви к Родине всегда повышает общественную значимость личности, и поэтому в политике, социологии, а равно и в образовании о патриотизме могут вспоминать очень часто, обсуждая его признаки, причины, критерии оценки. Появилось уже множество характеристик, расширяющих понятие «патриотизм»: государственный, гражданский, территориальный, этнический, просвещенный, критический, зарождающийся патриотизм, зрелый, истинный, безоговорочный, квасной, осторожный, безразличный.
Большинство известных нам современных определений патриотизма начинаются словами «чувство любви…», «чувство гордости…», «чувство привязанности…». А поскольку всякое чувство субъективно, то вариантов подобных определений очень много. Хотя просто любить и гордиться – не так и сложно. Тем более, что предмет любви и гордости всегда красив, положителен и доставляет удовольствие.
Но вспомним рассуждения о любви к Отчизне В.Г. Белинского: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве».
Подобные мысли высказывал и святейший патриарх Алексий II: «Патриотизм… делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме…».
Нам думается, что наряду с ответственностью уместно говорить и о таком качестве патриотизма, как долг. Долг и ответственность обязывают к активному действию, к уничтожению собственного эгоизма во благо других, даже неизвестных людей. Конечно, долг рождается из любви, но любовь без долга может оказаться бесплодной, что утверждал ещё апостол Иаков: «вера без дел мертва».
Греческое «πατριώτης» тождественно русскому «соотечественник», из чего следует, что любить Отечество – это любить соотечественников, хотя бы они были и другого народа. Именно такая любовь видится у Н.В. Гоголя по отношению к русским и малороссам: «…сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. http://kursak.net/mezhnacionalnoe-obshhenie
2. http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-mezhnacionalnoi-tolerantnosti-imezhnacionalnoi-kultury-obschenija-vmultikulturnom-obrazovatelnomprostranstve.html
3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М: 2002.
4. Аронов А. А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
5. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа. 2004. №8. - C. 76-78
6. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
7. Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия игры. - М: 2008.
8. Воспитание толерантности у младших школьников/128682_2035792_стр аница6.html // http://www.myunivercity.ru/Психология
9. Ганжа Н. И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время [Текст] / Н. И. Ганжа // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 7-9.
10. Гирц К Интерпретация культур. М, 2004.
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // government.ru
12. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» -М.: Аркти, 2003. 166 с.
13. Клейберг, Ю. А. Девиантология терроризма и экстремизма: монография / Ю. А. Клей- берг. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016
14. Коповая, О. В. Личностное самоопределение девиантных подростков: монография / О. В. Коповая, М. А. Ерофеева. - Саратов: Наука, 2008
15. Нестерович, И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. - 2013. - № 6. - С. 65–69.
16. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия- нов; Под ред. В.А. Сластёнина. – Москва : Издательский центр "Академия", 2002. – С. 90.
17. Ряхов Д.Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусств современной общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2008. - 23с.