Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Приоритетной задачей современной школы является воспитание внутренне свободной личности, способной логически мыслить, формировать и уметь отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Очень важно, чтобы учащиеся умели не только воспринимать и заучивать информацию, но и умели самостоятельно получать ее и применять к конкретным жизненным ситуациям. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося.
Встречаясь с новой информацией, учащиеся учатся воспринимать ее вдумчиво, осмысленно, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, оценивать, делать выводы относительно ценности и точности данной информации. Формирование данных навыков у учащихся является основной задачей технологии развития критического мышления.
Известный изобретатель и философ Т. Эдисон писал, что одной из важнейших задач цивилизации является: «научить человека мыслить».
Исследователи критического мышления, такие как М. Гомарк, Д. Дьюи, Д. Халперн, указывают на необходимость развития критического мышления учащихся, так как критическое мышление – это мыслительный процесс, в ходе которого человек, мыслящий критично, переосмысливает, испытывает суждения других для того, чтобы сделать собственный вывод.
Важно отметить, что такой навык необходимо прививать еще в младшем школьном возрасте, когда идет развитие мышления в целом.
В основу данной технологии положен базовый цикл, состоящий из трех стадий: стадия вызова, стадия осмысления содержания, стадия рефлексии. Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что уже известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, а потом подумать, для чего нужны новые знания и как их можно применить.
Учебные занятия по технологии развития критического мышления отличаются от уроков традиционного обучения высокой активностью учащихся, они много рассуждают, свободно делятся своими мнениями с окружающими, обсуждают прочитанное и услышанное. Роль учителя в основном координирующая.
Основной идеей технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно, сознательно работают, размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают или опровергают, расширяют знания, новые идеи, мнения об окружающем мире.
Описано достаточно большое количество методических приемов и техник, направленных на развитие критического мышления. Итак, наиболее распространенными приемами технологии развития критического мышления являются:
1. Инсерт – это звуковой аналог условного английского сокращения и в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Также, данный прием называют «Пометки на полях» – ученики по мере чтения ставят карандашом на полях специально подобранного текста маркировочные знаки.
2. Мозговой штурм – прием, используемый в технологии развития критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии вызова при работе с фактологическим материалом. Также, данный прием способствует развитию творческого типа мышления.
3. Групповая дискуссия. Дискуссия (от лат.) – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
4. Составление кластеров – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении какой-либо темы. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Слово кластер (от англ.) в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
5. Составление таблицы З-Х-У (знаю – хочу знать – узнал) – это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.
6. ИДЕАЛ (аббревиатура с английского I.D.E.A.L.) – это прием, используемый в технологии развития критического мышления, который позволяет формировать умение определять проблему, умение находить и формулировать пути решения проблемы, а также, умение выбирать сильное решение.
7. Исправляем ошибки – прием, основной целью которого является развитие внимания, самоконтроля, умения обосновать свою точку зрения.
Учитель заранее подготавливает задание, содержащее ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
1. Технология развития критического мышления
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства, ведь уровень компьютеризации современного общества делает его доступным каждому.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М.: Мирос, 2016. – 176 с.
2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс «Дельта», 2013. – 284 с.
3. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб., 2013. – 192 с.
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М., 2014. – 222 с.
5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
6. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2015. – 126 с.