Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Права профсоюзов в сфере труда - это основная часть их правового статуса. Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении главной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы работников в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Необходимость в защите прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период - период социально - экономических противоречий, когда конфликты в сфере труда происходят в результате нарушений трудовых прав, а также столкновения интересов сторон при установлении новых условий труда, изменении кадровой политики работодателя, в частности с сохранением рабочих мест и обеспечением занятости.
Перед выполнением деятельности по защите трудовых прав работников профессиональные союзы должны выбрать методы, которые помогут достигнуть цели. Выбор обусловлен содержанием спорного правоотношения. В связи с чем используются соответствующие права и гарантии, установленные законодательством.
Таким образом, профсоюз, осуществляя контроль за соблюдением законодательства, выполняет защитную функцию и использует установленные по данному направлению деятельности права и гарантии. В целях соблюдения законодательства в области труда профессиональные союзы и их объединения имеют право создавать инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в положениях об этих инспекциях, утверждённых общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
1. Правовой статус профсоюзов
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ определяет профсоюз как: «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Важным моментом правового статуса профсоюза является то, что и без его регистрации в качестве юридического лица он будет считаться образованным, а значит, имеет право защищать интересы работников, а также осуществлять другие права и обязанности, проводить коллективные переговоры. На это указывает ст. 8 № 10-ФЗ. То есть профсоюз, не имея статуса юридического лица, имеет право на участие в консультациях по созданию локального нормативного акта работодателем и пр. деятельности, право на проведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора.
Незарегистрированный в Министерстве юстиции профсоюз имеет право существовать, исполнять свои права и обязанности. Возникает вопрос о присутствии в законодательстве механизмов защиты интересов прав данного профсоюза в судебном порядке. Если обратиться к ГПК РФ, а именно к ст. ст. 36 и 46, а также к ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях», то такие профсоюзы могут отстаивать свои права в суде, в органах местного самоуправления, в общественных объединениях, также защищать и представлять интересы своих членов.
Регистрация в качестве юридического лица скорее обусловлена прямыми целями профсоюза. В новом статусе у профсоюза больше функций. Включив себя в состав объединения профсоюзов, которое является юридическим лицом, оно может перечислять денежные средства и членские взносы, заработную плату сотрудникам профсоюза, произвести удержание налогов при оплате труда через определенное объединение профсоюзов. При самостоятельном принятии решения профсоюзом о государственной регистрации для обладания полномочиями юридического лица следует действовать согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и учитывать особый порядок.
Документы, которые необходимы для регистрации, определены в ст. 8 № 10-ФЗ. Они должны быть представлены в течение месяца со дня создания профсоюза. Раскроем более детально особый порядок регистрации профсоюзов. Она не обычна тем, что процедура отличается от процесса регистрации юридических лиц и документы подаются не в регистрирующий орган, то есть не в ФНС России, а в федеральный орган исполнительный власти, у которого есть полномочия на государственную регистрацию общественных объединений, либо в территориальный орган в субъекте РФ, где расположен профсоюз. Данный орган - Министерство юстиции РФ, у которого есть полномочия на основании Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
На основании абз. 9 ч. 1 ст. 80 № 10-ФЗ - федеральной орган государственной регистрации, уполномоченный регистрирующий орган не имеет право контролировать деятельность профсоюзов, а также деятельность их объединений (ассоциаций), в том числе и первичных профсоюзных организаций. Отказ в регистрации невозможен, согласно абз. 9 ч. 1 ст. 8 № 10-ФЗ. Но о создании профсоюза стоит уведомить работодателя, хотя это и не требуется, чтобы коллективный договор был составлен на основании информации о профсоюзе, а также, чтобы составление локальных актов прошло с учетом мнения работников (профсоюза).
Стоит отметить, что отказ в государственной регистрации либо уклонение от этого могут быть обжалованы со стороны профсоюза, объединения, первичного профсоюзного объединения в суд. Таково содержание ч. 2 ст. 8 № 10-ФЗ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
5. Федеральный закон от 08.08.2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
6. Гражданский процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ
7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»
8. Солдатова А.В. Некоторые аспекты взаимодействия международного и внутригосударственного права в сфере реализации социальных прав человека. // Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики: Материалы XIII Междунар. научно-практич. конф.: В 5-ти т. - 2016. - С. 44-47.
9. Лещева Ю.В. Понятие и сфера применения профсоюзного контроля, порядок его осуществления // Проблемы и достижения современной науки, 2016. № 1 (3). С. 229-232.