Фрагмент для ознакомления
1
Теоретическая часть 3
Вопрос 1. Знания, понимания и профессиональный навыки по оценке, анализу и управлению рисками различных судовых операций, требуемых от судоводителя Кодексом ПДНВ 3
Вопрос 2. Анализ множественности понятия "риск" в приложении к мореплаванию 5
Вопрос 3. Свойства и классификация риска 6
Практическая часть 9
Задача 1 9
Задача 2 11
Задача 3 12
Задача 4 12
Задача 5 13
Задача 6 13
Задача 7 14
Задача 8 14
Задача 9 15
Задача 10 18
Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическая часть
Вопрос 1. Знания, понимания и профессиональный навыки по оценке, анализу и управлению рисками различных судовых операций, требуемых от судоводителя Кодексом ПДНВ
Каждый, кто связан с морскими операциями, связан с риском. Понятие риска лежит в основе ежедневно принимаемых решений. Обычно они принимаются интуитивно, на основании здравого смысла. Например, принятие решения, начинать судну рейс или нет, влечет за собой оценку риска, связанного с прогнозируемыми условиями морской и речной навигации. Если возможны значительные приливные колебания уровня воды, то их необходимо учитывать для снижения риска посадки на мель. Для управления этим риском оператор может либо отправить судно раньше, либо загрузить его меньшим количеством груза, либо отложить отправление до наступления более благоприятных приливных условий. Точно так же оператор морского терминала может оценить осадку конкретного судна до постановки судна к одному из своих причалов. Если из-за осадки судна могут возникнуть потенциальные проблемы, оператор может изменить время постановки судна к причалу или срок нахождения судна у причала.
Такие ежедневно принимаемые решения, которые опираются на данные о приливе перед отходом судна или об осадке перед швартовкой, обычно не требуют применения руководств по формализованной оценке риска. Но, предположим, что оператор хочет нанять новое, более крупное судно для конкретного рейса.
Предположим также, что это судно будет значительно крупнее, чем те, с которыми ему приходилось работать до сих пор, и что швартоваться ему потребуется к какому-то специальному морскому терминалу. В таком случае оценка риска, которая детализирует предполагаемые опасности и рассматривает вероятность и последствия этих опасностей, а также план управления рисками, описывающий дополнительные меры безопасности для снижения этих опасностей, могли бы систематизировать и прояснить важные вопросы.
Риск рассматривается с точки зрения трёх видов деятельности: оценки риска, управления риском и обмена информацией по риску, это указано в [2, стр.45].
Оценка риска (risk assessment) - общий процесс анализа и оценки риска.
Управление риском (risk management) - скоординированные действия по контролю и управлению риском для организации.
Обмен информацией по риску (risk communication) – обмен информацией по риску или совместное использование этой информации лицом, принимающим решение, и другими участниками процесса.
Взаимоотношения между этими тремя видами деятельности показаны на Рис. 1. Руководство разбивает эти три вида деятельности на десять простых этапов, это указано в [4, стр.53].
Обмен информацией по риску (коммуникация риска)
Получите информацию от специалистов и, если необходимо, обсудите результат с теми, кто принимает решение.
Оценка риска
1. Определите проблему
2. Подберите специалистов
3. Определите опасности
4. Определите вероятность
5. Определите последствия
6. Рассчитайте относительный риск
Управление риском (менеджмент риска)
7. Разработайте ответные меры
Вопрос 2. Анализ множественности понятия "риск" в приложении к мореплаванию
Выделяют четыре основных подхода к определению и оценке риска, , это указано в [6, стр.75].
1. Инженерный - основанный на статистике поломок и аварий, на вероятностном анализе безопасности: построение и расчет так на¬зываемых деревьев событий и деревьев отказов.
2. Модельный - сводится к построению моделей воздействия вредных и опасных факторов на человека и окружающую среду. Как и первый метод, он основан на расчетах, для которых не всегда есть данные.
3. Экспертный - когда вероятности различных событий, связи между ними и последствия аварий определяют не вычислениями, а опросом опытных специалистов или экспертов.
4. Социологический — исследу¬ется отношение населения к разным видам риска, например с помощью со¬циологических опросов.
Управление риском – это часть системного подхода к принятию решений и практических мер в решении задач предупреждения или уменьшения опасности промышленных аварий воздействия опасных и вредных факторов для жизни и здоровья человека, ущерба материальным ценностям и окружающей среде.
Управление риском опирается на экономический и со¬циальный анализ, а также на законодательную базу. Управление риском имеет дело с анализом
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гуральник Б. С. Количественный учет рисков при буксировке СПБУ «А» Северным морским путем / Б. С. Гуральник // Организация и технология морских перевозок грузов: сб. науч. тр. — Калининград: Изд-во БГАРФ, 2009. — С. 34-43.
2. Мойсеенко С. С. Дифференциально-интегральный подход к моделированию процессов развития аварийных ситуаций в мореплавании и океаническом рыболовстве / С. С. Мойсеенко, В. П. Скрыпник, O. Г. Фаустова // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала C. О. Макарова. — 2014. — № 4 (26). — С. 47-53.
3. Топалов В. П. Риски в судоходстве / В. П. Топалов, В. Г. Торский. — Одесса: Астропринт, 2007. — 368 с.
4. Туркин В. А. Применение теории нечетких множеств для оценки рисков возникновения аварий на морских судах / В. А. Туркин // Морской флот. — 2002. — № 3. — С. 16-18.
5. Туркин В. А. Управление безопасной эксплуатацией судов на основе анализа риска / В. А. Туркин // Безопасность жизнедеятельности. — 2003. — № 8. — С. 21-26.
6. Фаустова О. Г. Методика оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в мультимодальных перевозках / О. Г. Фаустова // Вестник Астраханского государственного технического университета. — Серия: Морская техника и технология. — 2014. — № 1. — C. 109-116.