Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из самых актуальных проблем в России на сегодняшний день является регулирование качества медицинской помощи. Каждый гражданин согласно части 1 ст. 41 Конституции РФ имеет право на медицинскую помощь. Состояние современной экономики, реформы здравоохранения, новая конкурентная среда требует от медицинских организаций поиска новых способов повышения эффективности своей деятельности и качества предоставляемых услуг.
Эффективность управления и качество услуг находятся в прямой зависимости. Качество является одним из факторов, определяющим эффективность медицинской помощи. Качество – также важнейший фактор увеличения доли рынка медицинской организации, способствующий устойчивости в конкурентной среде в условиях ограниченного финансирования и стремительных изменениях внешнего окружения. Качество медицинской помощи способствует снижению затрат, что в целом приводит к повышению эффективности медицинской деятельности.
Для граждан страны вопросы доступности и качества медицинской помощи является приоритетными.
Понятие «качество медицинской помощи» фактически появилось в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» . До принятия этого закона понятие «качество медицинской помощи», а также критерии, его определяющие, в российском законодательстве отсутствовали. В соответствии с законом качество медицинской помощи определяется как совокупность характеристик, которые отражают своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики и лечения, а также степень достижения запланированного результата.
Закон также устанавливает понятие контроля качества и безопасности медицинской деятельности, выделяя три уровня ответственности: государственный контроль, ведомственный контроль и внутренний контроль со стороны медицинской организации.
Экспертиза качества медицинской помощи в качестве элемента контроля впервые была отражена в Федеральном законе №323-ФЗ. Экспертиза качества оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования медицинской помощи она осуществляется территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями с привлечением включенных в соответствующий реестр экспертов. Все остальные случаи оказания медицинской помощи находятся в компетенции Росздравнадзорас целью исключения дублирования полномочий и обеспечения гармонизации требований и единства подходов как со стороны контролирующего органа, так и со стороны медицинской организации.
Понятие качества медицинской помощи
Качество медицинской помощи рассматривается как основная целевая функция и, одновременно, критерий деятельности системы здравоохранения. Оно обеспечивается на основании всех составляющих элементов системы здравоохранения, таких как материально-техническое обеспечение, кадровые, научные, организационные, финансовые, интеллектуальные, информационные ресурсы. Построение системы здравоохранения, ее функционирование, порядок взаимодействия всех элементов определяет результат деятельности системы здравоохранения. Следовательно, изменение самой системы здравоохранения лежит в основе улучшения качества.
В России из-за отсутствия единого подхода к управлению качеством вопросы улучшения качества медицинской помощи являются одними из наиболее актуальных и дискуссионных, что требует разработки единой концепции качества медицинской помощи.
В основу методологии управления качеством медицинской помощи должны быть положены четыре принципа :
- удовлетворение потребностей и ожиданий внешнего потребителя (пациента) и внутреннего (медицинского работника). Изменить систему оказания медицинской помощи заставляют именно ожидания и удовлетворенность потребителя. Построение системы в соответствии с этими ожиданиями позволит правильно оценивать направления поиска улучшения качества медицинской помощи.
- системный подход. Система здравоохранения представляет собой совокупность подсистем и процессов, происходящих в них. Улучшение результатов медицинской помощи требует проведения анализа системы, поиска и определения приоритетных проблем и определения возможных решений по ее изменению.
Объединение представителей различных сторон медицинской помощи: пациентов и представителей, всех процессов оказания медицинской помощи, фармацевтических фирм и должностных лиц здравоохранения позволяет использовать глубокие детальные знания каждого о соответствующих элементах системы и находить оптимальные решения для изменения системы в целом и ее процессов.
- научная методология позволяет выбрать приоритетную проблему на основе поученных данных, оценить ее размер и значимость, выработать план действий, который включает преобразование процессов системы и самой системы. Проверка правильности намеченных изменений может быть проведена в условиях эксперимента, результаты которого будут глубоко проанализированы, и на основе этого научного анализа изменения, приведшие к улучшению качества, будут в практику здравоохранения.
Методология улучшения качества – многоэтапный процесс, включающий в себя поиск и определение проблем, анализ системы, разработку плана действий, апробирование внесенных изменений в пилотных учреждениях, и внедрение в практику здравоохранения.
- использование высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи, создание и функционирование института доказательной медицины обусловливают необходимость пересмотра акцентов в формировании политики качества. Качество медицинской помощи определяет система организации здравоохранения в целом и каждая его отрасль в отдельности, а
система здравоохранения функционирует на основании законодательных и нормативных документов. Развитие доказательной медицины определяет необходимость пересмотра многих клинических и организационных аспектов оказания медицинской помощи, законодательных и регулирующих механизмов.
Качество медицинской помощи представляет собой интегрирующую оценку системы здравоохранения и напрямую отражает ее функционирование, что определяет обеспечение его на уровне государственного и межотраслевого
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.93 г. / (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: (принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.02.2015 N 7-ФЗ)
3. О лекарственных средствах: Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2008)
4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. на 08.03.15). СПС Консультант Плюс
6. Постановление Правительства РФ от 10 мая 2007 г. N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)" (с изменениями и дополнениями)
Специальная литература
7. Анализ удовлетворенности пациентов качеством оказанных услуг как эффективный механизм менеджмента в медицинской организации / Е.Н. Овчинников, А.В. Губин, И.А. Голобокова, М.В. Стогов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. – 2017. –Т. 11, № 1. –С.166-173
8. Бурцева, О.С. Клиентоориентированность медицинских учреждений: ожидания населения и готовность медицинских организаций / О.С. Бурцева, Т.Ю. Стукен // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. – 2016. – № 2. – С.128-134.
9. Гладковская, Е.Н. К вопросу о методах оценки деятельности муниципального учреждения сферы здравоохранения / Е.Н. Гладковская // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. –№ 11-2. – С.202-207.
10. Григорье, М.О. Портал информирования об оказанной медицинской помощи как средство построения оценки качества работы медицинских учреждений / М.О. Григорье, А.В. Шабанов // Главный врач Юга России. – 2016. – № 1. – С.34.
11. Караваев, В.Е. Возможности повышения эффективности управления и качества оказания медицинской помощи / В.Е. Караваев, О.Р. Варникова // Управленческие науки в современном мире. – 2016. – Т. 2, № 2. –С.57-60.
12. Опыт внедрения стандарта менеджмента качества ISO-9001- 2015 на примере медицинского центра г. Якутска / Е.А. Борисова, И.П. Луцкан, Л.Ф. Тимофеев, М.А. Степанова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Медицина. – 2016. – № 4. – С.135-140.
13. Просалова, В.С. Оценка имиджа медицинской организации / В.С. Просалова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6, № 3. – С.285-288
14. Таджиев, И.Я. Качество медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы в оценках пациентов и врачей / И.Я. Таджиев, А.В. Белостоцкий, С.С. Бударин // Социология медицины. – 2017. – Т. 16, № 2. – С.100-106.
15. Шишкина, Е.А. Удовлетворённость оказанием медицинских услуг как показатель эффективности работы лечебно-профилактического учреждения / Е.А. Шишкина, Г.Б. Куандыков // Социология медицины. – 2017. – Т. 16, № 2. – С.122-127.