Фрагмент для ознакомления
2
9 сентября 1828 года один из крупнейших и известнейших писателей и философов России родился в Тульской губернии – Лев Николаевич Толстой. В 1860-х он написал свой первый великий роман «Война и мир».
В 1873 году Толстой приступил к работе над вторым из своих самых известных романов, Анной Карениной. Он продолжал писать художественную литературу в течение 1880-х и 1890-х годов. Одной из самых успешных его поздних работ была «Смерть Ивана Ильича».
Лев Толстой явился родоначальником движения толстовства, одним из основополагающих тезисов которого является Евангельское «непротивление злу силою».
Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым великим романом «Война и мир». Часть романа была впервые опубликована в «Русском вестнике» в 1865 году под названием «Год 1805». К 1868 году он выпустил еще три главы. Год спустя роман был закончен.
И критики, и публика были в восторге от исторического описания романа о наполеоновских войнах в сочетании с продуманным развитием реалистичных, но вымышленных персонажей.
Роман также уникально включал три длинных эссе, высмеивающих законы истории. Среди идей, которые Толстой превозносит в «Войне и мире», - вера в то, что качество и смысл жизни человека в основном проистекают из его повседневной деятельности.
После успеха «Войны и мира» в 1873 году Толстой приступил к работе над вторым из своих самых известных романов - «Анной Карениной». Как и «Война и мир», Анна Каренина рассказала о некоторых биографических событиях из жизни Толстого, что было особенно очевидно в романе героев Китти и Левина, чьи отношения, как говорят, напоминают ухаживание Толстого за его собственной женой.
Толстой считал «Войну и мир» великим историческим повествованием, в котором были сделаны выводы, к которым он пришел, частично под влиянием Шопенгауэра, относительно причинно-следственной связи в истории и особенно взаимодействия свободы, случайности и необходимости; два эпилога романа обращаются к этим темам.
Толстой утверждал, что в природе человеческого сознания следует считать себя и других свободными агентами, чьи действия могут оказать существенное влияние на мир - в случае так называемых великих личностей, таких как Наполеон, определяющее влияние.
Однако ни один человек не является более чем одним узлом в обширной и непредсказуемой паутине взаимодействующих сил, сознательных и бессознательных, случайных и необходимых. Следовательно, люди не могут с какой-либо уверенностью предвидеть последствия своих или чужих действий, а великие люди не творят историю.
Например, он с удовольствием описывает, как поведение решающего сражения может быть изменено поведением одного рядового солдата, хотя этот пример подрывает его собственные аргументы против присвоения определяющего влияния какому-либо одному человеку.
Первое предложение Анны Карениной - одна из самых знаменитых строк книги: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья по-своему несчастна. Анна Каренина была опубликована в рассрочку с 1873 по 1877 год. Роялти, которые Толстой заработал от романа, способствовало его быстро растущему богатству.
Несмотря на успехи Анны Карениной, после завершения романа Толстой пережил духовный кризис и впал в депрессию. Пытаясь раскрыть смысл жизни, Толстой сначала обратился к Русской Православной Церкви, но не нашел ответов, которые искал там. Он пришел к убеждению, что христианская церковь была испорчена и, вместо организованной религии, развились собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав новую публикацию под названием «Посредник» в 1883 году.
Вследствие поддержки своих нетрадиционных - и, следовательно, противоречивых духовных убеждений, Толстой был отвержен Русской Православной Церковью. За ним даже вела наблюдение тайная полиция. Когда новые убеждения Толстого вызвали его желание отдать свои деньги, его жена решительно возразила. Разногласия оказали давление на брак пары, пока Толстой неохотно согласился на компромисс: он согласился предоставить своей жене авторские права - и, по-видимому, роялти - на все его сочинения, предшествовавшие 1881 году.
Идеи Л.Н. Толстого являются одним из решающих катализаторов возникновения нового религиозного сознания и религиозной философии в начале XX в. в России. Многие религиозные философы, которые в отличие ото Льва Толстого верили в возможность реформирования Русской православной церкви, разрабатывали обстоятельную аргументацию как за, так и против толстовского морального учения.
Морализм Льва Толстого - это призыв к очищению моральных универсалий как основ культуры, в которых нет противоречия между ценностями индивидуальной жизни и ценностями социального «мира». «Проповедник-моралист» должен выполнять два основных принципа. требования. Во-первых, он должен лично выполнять принципы своего обучения. Во-вторых, он должен быть абсолютно уверен, что говорит от имени истины, которую он знает. В противном случае его проповедь будет обманчива и послужит разрушению, а не созданию нравственной культуры.
Что же касается веры в воскресение Христа, понимания искусства, отношения к «этому миру», прогрессу и культуре, то многие из них следовали за идеями Вл. Соловьева, который резко критиковал взгляды Л.Н. Толстого.
В 1912 г. в издательстве «Путь» в свет вышел сборник «О религии Льва Толстого», посвященный памяти умершего в 1910 г. графа, который должен был служить «его же великой задаче» - «религиозному пробуждению современного общества» и в то же время бороться с заблуждениями толстовства.
Спор с религией Толстого дал подходящее основание для проекций ключевых вопросов современной ему русской философии: во-первых, взаимоотношение между верой и разумом, во-вторых, отношение между духом и природой, в-третьих, конфликт между индивидом и обществом, в-четвертых, цель и смысл человеческого творчества и культуры.
Ввиду различных интерпретаций идей Л.Н. Толстого русская религиозная философия показывает себя не как гомогенное единство, но демонстрирует многообразие личных стремлений ее представителей. Общим для них является то, что все они высоко оценивают литературный труд русского писателя и его возвышенные моральные притязания, но при этом отграничиваются от него, желая сохранить верность церковным догматам.
Толстой ввел очень рационалистический подход к христианству, который устраняет все тайны, ритуалы или традиции. В своем поиске смысла жизни единственным факелом Толстого был свет разума девятнадцатого века. Если он был побежден посланием Иисуса, то это потом
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Басинский П. В. Лев Толстой: Бегство из рая / Гл. ред. Е. Шубина. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 636 с.
2. Басинский П. В. Лев Толстой. Свободный человек. — М.: Молодая гвардия, 2017.
3. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год / Под ред. А. И. Шифмана. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 917 с.
4. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / РАН; изд.подготовила Е. А. Андрущенко; отв. ред. А.Л. Гришунин. — М.: Наука, 2000. — 586 с.
5. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 433—434.
6. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия / Под ред. А. В. Луначарского. — М.: Гослитиздат, 1939. — Т. XI. — 824 с.
7. Donna Tussing Orwin The Cambridge Companion to Tolstoy. Cambridge University Press. 2002. pp. 37.
8. Gamsa M. The Chinese Translation of Russian Literature: Three Studies. Brill. 2008. pp. 14.
9. James Flath; Norman Smith. 2011.
10. Wenzer, Kenneth C. "Tolstoy's Georgist Spiritual Political Economy (1897–1910): Anarchism and Land Reform". The American Journal of Economics and Sociology. 1997. 56 (4, Oct): 639–667.
11. Feuer, K.B. Tolstoy and the Genesis of War and Peace, Cornell University Press, 1996.