Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема массовых коммуникаций актуализировалась в первые десятилетия ХХ века, в эпоху нарастания отчуждения и духовного кризиса в западноевропейском обществе, первым ярким проявлением которого стала Первая мировая война. Актуальность курсовой работы обусловлена тем фактом, что массовые коммуникации опоясывают глобальной сетью все земное сообщество. Современное общество характеризуется ныне как сетевое и информационное, что означает стремительную интенсификацию информационных потоков, основанных на принципе обратной связи. Современное общество характеризуется тем, что информационно-коммуникационные инструменты и технологии на сегодняшний день определяют и будут в ещё большей мере определять картину будущего, а основой происходящих трансформаций являются технологии обработки информации и осуществляемые посредством новейших технических средств коммуникации. C развитием Интернета эволюционируют не только технические возможности оперативной передачи информации, но также и коммуникативные, позволяющие осуществлять виртуальное взаимодействие между индивидами.
Объект работы - массовые коммуникации. Предмет работы – структурные особенности массовых коммуникаций.
Информационную базу исследования составили научные публикации современных отечественных исследователей.
Цель работы - исследование структурных особенностей массовых коммуникаций.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность массовой коммуникации.
2. Описать структуру массовой коммуникации.
Основная часть работы состоит из двух глав.
Глава 1 Понятие и сущность массовой коммуникации
Теоретическую основу составляют труды по коммуникативистике - междисциплинарной области социогуманитарных исследований, значительное место в которой занимает проблема массовых коммуникаций.В рамках коммуникативистики рассматривается несколько подходов к пониманию современных коммуникаций - это технократический, интеракционный и лингвистический подходы.Технократический подход подразумевает, что в коммуникации важны технические аспекты и каналы размещения сообщений (Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Г. Маклюэн, К. Шеннон). Данный подход имеет механистический, утилитарный характер, не учитывающий мнение получателя информации.
Интеракционный подход рассматривает формирование коммуникации, как взаимодействие, осмысленный и равноправный диалог потребителя информации и его производителя (Г. Блумер, Д. Мид, Т. Ньюкомб, Э. Холл). Следующий подход, лингвистический (Р. Барт, Э. Саппир, Ф. Соссюр, Н. Хомский, Р. Якобсон), помогает формировать эффективные коммуникации в масштабах мировой экономики, учитывает многообразие языков и символов. Методологическая база исследования включает подход к анализу массовых коммуникаций М. Маклюэна и М. Кастельса.Структура курсовой работы включает введение, основную часть, заключение и библиографический список.
Массовые коммуникации играют важную роль в социальных процессах, особенно в современном обществе, которое определяется как информационное, постиндустриальное, сетевое. Под массовыми коммуникациями понимается распространение информации и влияние в обществе с помощью таких специальных средств, как радио, телевидение, печать, Интернет, позволяющих обеспечивать поступление информации сразу к значительной группе людей и оказание влияния на их сознание и поведение.
Массовые коммуникации, выступая разновидностью общения, включают основные стороны данного процесса, среди которых коммуникативная (передача информации, обмен сообщениями), перцептивная (восприятие коммуникатора и информации) и интерактивная (взаимодействие).
Коммуникативной стороне общения в структуре массовых коммуникациях принадлежит наиболее яркая роль, поскольку средства масс-медиа и создавались прежде всего для того, чтобы информировать большие массы людей. Большая часть исследований в сфере массовых коммуникаций направлены как раз на изучение путей и средств максимально эффективной передачи информации. Массовая коммуникация отличается от межперсональной или межгрупповой спецификой реципиента (аудитории), состоящей в анонимности, гетерогенности и не вполне ясной определенности его социально-психологических характеристик. Это вызывает затруднения при выборе способов коммуникативного воздействия на аудиторию. Кроме этого, коммуникация характеризуется односторонностью, а также жесткой фиксированностью коммуникативных ролей и их несменяемостью, в отличие от межличностного диалога. Эта вызывает затруднения или вообще отсутствие обратной связи от получателя сообщения. Тем самым, передача информации осуществляется «вслепую», кому, неизвестно, и с каким эффектом, тоже непонятно.
Для социально-перцептивной стороны общения также характерны определенные изменения в массовых коммуникациях. Так, для некоторых каналов массовых коммуникаций (радио, печати) характерно отсутствие визуального образа коммуникатора, и как следствие «додумывание» его реципиентом, результатом чего может стать значительное деформирование образа коммуникатора. Поскольку от образа коммуникатора во многом зависит степень доверия к сообщению, это может негативно влиять на общую эффективность коммуникации. Еще одна черта, характерная для массовых коммуникаций, состоит в одностороннем характере и отсутствии
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 373 с.
2. Доброзракова, Г. А. Современные теории массовой коммуникации – Самара: ПГУТИ, 2015. – 92 с.
3. Казакова Л.П. Психология массовых коммуникаций — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2014. — 214 с.
4. Кирия, И. В., Новикова, А. А. История и теория медиа — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 423 с.
5. Основы теории массовых коммуникаций / авт.-сост. Н.Н. Крылова, Т.С. Баландина. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. – 124 с.
6. Новиков, Д. В. Психология массовых коммуникаций: учеб. пособие / Д. В. Новиков, А.В. Иваньков. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. – 76 с.